Ирина Антонова, которая покинула пост директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и стала его президентом, заявила, что будет на новой должности участвовать во всех аспектах деятельности ГМИИ.
"Моя причастность ко всем участкам работы, а именно - выставочной, научной, просветительской, к работе, связанной с пополнением коллекции, остается. Другой вопрос - соотношение. Конечно, окончательное решение принимает директор. Здесь не может быть двоевластия", - сказала она в интервью радиостанции "Эхо Москвы" в субботу.
Экс-директор рассказала, что министр культуры России Владимир Мединский предлагал ей оставить свой пост еще в мае. Таким образом, он хотел погасить конфликт в музейном сообществе, возникший после предложения Антоновой о воссоздании музея Нового западного искусства.
По словам Антоновой, Мединский не уговаривал ее остаться на должности президента ГМИИ. "А после острого вопроса о воссоздании музея Нового западного искусства, я думаю, он почувствовал некоторое облегчение. Он так заторопился, что даже на каком-то этапе предложил мне, пока я еще в музее, назначить кого-то исполняющим обязанности. Это был перебор", - сказала президент музея.
Она сообщила, что просила об отставке, когда министром культуры был Михаил Швыдкой, по причинам "абсолютно личного характера". Как отреагировал Швыдкой на ее просьбу, Антонова не уточнила. Следующий глава ведомства Александр Авдеев после аналогичной просьбы главы музея "никаких активных действий в этом направлении не предпринял".
Кроме того, Антонова заявила, что Авдеев и экс-министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, которые были членами попечительского совета ГМИИ, не выполнили поручение президента по постройке музейного городка и реконструкции самого музея.
По ее словам, в 2011 году музей оказался "в блокаде непринимаемых решений" из-за "противостояния со стороны нескольких членов попечительского совета". Антонова обратилась к Владимиру Путину, и 6 декабря президент посетил ГМИИ. "Он издал распоряжение и направил его двум членам попечительского совета - Авдееву и Набиуллиной, приняв во внимание те замечания и предложения, которые были сделаны музеем. Это распоряжение целиком провалено: за полтора года ничего не сделано", - сказала Антонова.
Позднее Авдеев вышел из попечительского совета без объяснения причин, а Набиуллина в конце декабря 2012 года "прислала бумагу о невозможности продолжения работы" в составе совета, сказала экс-директор ГМИИ. "В результате попечительский совет вообще не собирался, и большая часть членов не вносила взносов, потому что не было никакой деятельности", - добавила она.
Минкульт не утвердил кандидатов Антоновой на ее пост - из ученых
В интервью газете "Известия" Антонова рассказала как тяжело проходило согласование кандидатур ее преемника на посту директора ГМИИ.
"Наш музей - дитя университета. Здесь живет университетский ген, так же как имперский - в Эрмитаже и купеческий - в Третьяковке. И потому я мечтала выбрать в преемники кого-то из среды ученых, испытывающих интерес к просветительству. Я сделала министерству некоторые предложения - это были люди из МГУ и РГГУ.
К сожалению, их не приняли, потому что есть такое понятие, как известность. Министерству нужна была какая-то известная фигура. Когда я возглавила музей, меня никто не знал, я была просто старшим научным сотрудником. Но сейчас мир так заторопился, что уже, видимо, не может позволить себе вырастить специалиста до обретения так называемой публичности.
Когда мои кандидатуры отклонили, мне был предложен не очень широкий, но все-таки круг людей, подобранных министерством. Я сочла, что наиболее возможная фигура из этого списка - Марина Лошак", - сказала она.
Антонова отметила, что у нее нет отторжения кандидатуры Марины Лошак: "Мне говорят, она галеристка. Ну правильно, галеристка, занимается современным искусством. Но я никогда не замечала ее в дурновкусии, в каких-то вещах, которые мне не нравились. Я бы сказала одно: ей надо очень многому в музее научиться. Прежде всего, нужно раздвинуть горизонты в плане видения искусства мирового, а не только сегодняшнего. Вполне вероятно, что у нее всё это присутствует, просто не было соответствующих возможностей".
По поводу конфликта вокруг Музея нового западного искусства Антонова согласилась, что должны высказаться эксперты, но назвала собрание, устроенное Минкультом "неприличным". Ее туда не пригласили и Антоновой удалось попасть на собрание только обратившись напрямую к Мединскому. Она сожалеет, что общественность сейчас "дезориентирована, прежде всего благодаря трансляции заседания экспертного совета, организованной Минкультом".
Должность куратора всех российских музеев, на которую Антонову назначили в апреле, она назвала "безумием чистейшей воды": " Я попросила прислать положение о моей должности. Оказалось, что его не существует". По ее мнению, это просто неуклюжие попытки оправдать или сгладить ее уход.