В этом году многие режиссеры, выходящие на сцену сочинского Зимнего театра, впервые представили свои фильмы публике. Фестиваль "Кинотавр" возобновил конкурс дебютов. Возобновил только потому, что, в отличие от прошлого года, дебюты в нашем кино состоялись.
Фильмов хватило на полноценную конкурсную программу, которую составили 11 полнометражных картин. Среди них уже вышедший на большой экран "Триумф" Владимира Олейникова и Олега Погодина, "Афера" Евгения Лаврентьева и "Сестры" Сергея Бодрова-младшего.
В интервью программе "Киновости" телеканала "Наше кино" (НТВ-Плюс) директор программ фестиваля Ирина Рубанова сказала: "Картину Сергея Бодрова трудно назвать даже дебютной. Она настолько точна по работе, точна по отношению к своему замыслу, настолько внятная, настолько определенная, что это, конечно, очень зрелая работа".
От новых людей, пришедших в кинематограф, зрители ожидают того, чего не вправе требовать от мэтров, √ нового взгляда, решения, стиля. Именно дебютанты должны диктовать моду в кино. Однако, по мнению критиков, от конкурсных работ, представленных на "Кинотавре", открытий ждать не стоит. Нельзя успеть за временем и модой, снимая кино по 5-10 лет. А таких фильмов в программе почти половина.
На производство картины "Репете" режиссер Евгений Маленский, например, потратил 6 лет. Юрий Конопкин свои "Сиреневые сумерки" снимал около 10 лет. Да и возраст тех, кто сегодня делает молодое кино, как показал "Кинотавр", перешагнул отметку 40.
Кинокритик Ирина Шилова поделилась своими взглядами на поколение начинающих режиссеров в беседе с корреспондентом программы "Киновости": "Мне кажется, что это люди, пересидевшие в девках или в парнях, как кому удалось. Беда как раз вот сейчас обнаруживает себя с абсолютной силой - люди должны были дебютировать 5-7 лет назад. Устают от проектов, с которыми носятся и под которые выбивают деньги. И то, что я пока здесь видела, это, в принципе, не дебютные работы. Это работы уставших людей".
Хотя впереди еще целая фестивальная неделя, уже сейчас, похоже, мало кто сомневается, что главный приз конкурса дебютов достанется фильму "Сестры" Сергея Бодрова-младшего. Как метко заметил кто-то из кинокритиков, из двух зол выбирают меньшее. Бодрову-младшему готовы простить неизбежные режиссерские огрехи первого фильма уже потому, что это кино, скорее всего, зритель пойдет смотреть.