Сборы мюзикла Mamma Mia! в России к моменту закрытия постановки в апреле составят почти 20 млн евро, из которых чистой прибыли - около 700 тысяч евро, сообщил продюсер постановки и гендиректор компании Stage Intertainment Russia Дмитрий Богачев. "Мы рассчитывали на более высокую прибыль, но необычайно жаркая погода, установившаяся уже в конце марта 2007 года, разрушила надежды. Заполняемость зала прошлым летом резко упала до 50%", - отметил он.
По словам Богачева, для каждого проекта есть свой зрительский "минимум", определяемый операционными издержками, передает РИА "Новости". "Себестоимость одного спектакля Mamma Mia! - около 30 тысяч евро, при стоимости билета 39 евро. Если зал на 1,3 тысяч мест заполнен наполовину, то получается меньше 26 тысяч евро. Каждый спектакль уносил 5 тысяч евро, и в каждый месяц такого проката вместо того, чтобы зарабатывать, терялось по 150-200 тысяч евро", - продолжил продюсер.
Мюзикл Mamma Mia!, в основе которого лежат 22 хита легендарной группы ABBA, стал самым "долгоиграющим" в истории российских мюзиклов - он ежедневно идет на сцене МДМ с осени 2006 года. На момент его закрытия будет сыграно около 620 спектаклей. По словам гендиректора, Mamma Mia! стал первым успешным в коммерческом отношении мюзиклом: "Даже проект - "Кошки", который делался по той же лицензионной схеме, прибыли практически не принес".
Большинство мюзиклов в России провалилось
После первого успеха "Метро" в 1999 году, по словам экспертов, успешных коммерческих мюзиклов (то есть тех, которые обошлись без госдотаций и базы репертуарных театров), в столице не было. Постановки "Нотр-Дам де Пари" или "Ромео и Джульетта", которые принесли продюсерам прибыль, использовали ресурсы "Московской Оперетты" - театра городского подчинения. Эти постановки игрались временными блоками с ежемесячными перерывами, то есть, по сути, в режиме репертуарных спектаклей.
Продюсеры не спорят, что все мюзиклы, которые в разное время ставились на московских сценах, провалились. Это касалось оригинальных отечественных постановок - "Норд-Ост" (продюсеры Георгий Васильев, Алексей Иващенко, Александр Цекало и Дмитрий Богачев) и "12 стульев" (продюсеры Александр Цекало, Тигран Кеосаян, Дмитрий Богачев и Константин Старокожев), а также бродвейских - 42 Street (продюсеры Борис Краснов и Татьяна Расторгуева) и "Чикаго" (продюсер Филипп Киркоров).
Правда, насчет "Норд-Оста" Цекало говорил ранее, что если бы театральный центр на Дубровке, где шел "Норд-Ост", не был захвачен в октябре 2002 года террористами, то в ноябре бы мюзикл стал приносить прибыль.
Однако, Богачев с этим утверждением не согласен. "Мюзикл "Норд-Ост" должен был окупиться примерно за два года при условии высокой заполняемости, которая в реальности была существенно ниже, а время проката вдвое короче расчетного. Если бы не теракт, то "Норд-Ост", вряд ли дотянул бы до конца сезона. Это было заметно по падению продаж", - уверен он. На момент трагедии, по его словам, аудитория мюзиклов в Москве составляла не более 250-300 тысяч человек.
Продюсеры, как правило, выделяют несколько причин, почему мюзиклы в России не приносят прибыли, в отличие от аналогичного продукта на Западе: отсутствие качественных залов и соответствующего технического оснащения, недостаток профессиональных артистов, которые могут одновременно петь и танцевать, серые бюджетные схемы и отсутствие зрительской аудитории.
Теперь, по словам Богачева, ситуация изменилась: "Есть и артисты, и техника, и композиторы со сценографами (некоторых из них уже приглашают работать на Бродвее) - а значит, есть и возможность для развития этого жанра. Более того, в Москве сложилась аудитория для одновременного существования четырех-пяти мюзиклов", - пояснил Богачев.
Сколько стоит мюзикл в России
По словам главы Stage Intertainment Russia, чтобы сделать в России мюзикл, потребуется 4-5 млн евро. "Есть два основных пути - либо приобрести лицензию первого класса на фирменную готовую постановку, либо все делать самому", - пояснил он.
Лицензия первого класса, по словам Богачева, предполагает договор об отчислении "роялти" (как правило, от 15 до 20% с проданных билетов). "При лицензионной постановке приходится соблюдать очень жесткие западные стандарты: при подборе актеров, в техническом райдере на оснащение спектакля световой и звуковой аппаратурой, костюмам, декорационному сету", - отметил он.
Продюсер пояснил, что запустить новый мюзикл, не важно лицензионный или оригинальный, в России будет стоить примерно одинаково. В обоих случаях цифры одного порядка, если только речь не идет о каких-то исключениях, ведущих к аномальному удорожанию постановки
"Правда, статьи расходов будут немного отличаться. Например, при оригинальной постановке затраты на фонд заработной платы будут выше, так как в него войдут гонорары композитору, либреттисту, сценографу, да и репетиционный период будет дольше, а следовательно, и расходы, связанные с этим. Затраты на гонорары и персонал в подготовительный период могут легко перевалить за миллион евро, а для лицензионного мюзикла - можно уложиться в несколько сот тысяч евро", - отметил Богачев.
Впрочем, добавил он, продюсерам лицензионного мюзикла придется потратить те же несколько сот тысяч евро на творческую и техническую команду, принимающую участие в постановке и контролирующую ее от имени правообладателя (сумму составляют не только гонорары, суточные, перелеты, но и проживание). "Значительно дороже для оригинальной версии обойдется строительство декораций и изготовление костюмов - порядка миллиона долларов, тогда как для лицензионной постановки есть шанс их просто арендовать. Примерно столько же придется отдать за покупку света и звука", - отметил продюсер.
Покупать аппаратуру, по его мнению, стоит только тогда, когда есть твердая уверенность в длительном прокате, оправдывающем приобретение. В противном случае, ее аренда существенно менее рискованный вариант. "И для постановки Mamma Mia!, и для Cats мы брали аппаратуру в аренду", - сообщил Богачев.
Зато потратиться на рекламу и аренду зала, по его словам, вне зависимости от подхода к постановке, придется. "Стоимость полноценной рекламной кампании, предшествующей премьере, может легко перевалить за 1 миллион евро. Аренда же театра за этот же самый период подготовки может обойтись в несколько сотен тысяч евро, если речь не идет об использовании государственных театров в личных целях", - пояснил продюсер.
Как отметил Богачев, плюсы лицензионных постановок - в более низких рисках: берется успешный и проверенный хит с готовыми костюмами и сценографией, в постановке помогает опытная творческая команда. "Правда, и прибыль от такой постановки, в случае ее успеха, меньше, чем может быть от оригинального мюзикла", - признался гендиректор.
В заключение Богачев добавил, что в будущих планах Stage Intertainment Russia создавать мюзиклы и на отечественном материале. "Нужно очень вдумчиво отнестись к фабуле, учтя все ошибки, сделанные прежде. В идеале, сюжет должен быть конвертируем и экспортируем. Почему бы, например, не поставить мюзикл "Война и мир", - сказал он.
Продюсер добавил, что это дело будущего, а ближайшей осенью москвичи, скорее всего, увидят на сцене МДМ мюзикл на один всемирно известный и любимый диснеевский сюжет. "Мы сейчас ведем переговоры с компанией Walt Disney, и надеемся скоро поставить очень красивую семейную историю", - сказал он.