Знаменитый российский кинорежиссер Андрей Звягинцев, чей последний фильм "Левиафан" стал лауреатом многих кинофестивалей, включая Канны, и был выдвинут от России на "Оскара", дал интервью газете The Guardian
Russian Look
Знаменитый российский кинорежиссер Андрей Звягинцев, чей последний фильм "Левиафан" стал лауреатом многих кинофестивалей, включая Канны, и был выдвинут от России на "Оскара", дал интервью газете The Guardian
 
 
 
Знаменитый российский кинорежиссер Андрей Звягинцев, чей последний фильм "Левиафан" стал лауреатом многих кинофестивалей, включая Канны, и был выдвинут от России на "Оскара", дал интервью газете The Guardian
Russian Look

Знаменитый российский кинорежиссер Андрей Звягинцев, чей последний фильм "Левиафан" стал лауреатом многих кинофестивалей, включая Канны, и был выдвинут от России на "Оскар", дал интервью газете The Guardian, в котором рассказал о своем видении ситуации в России и о связи происходящего со своим творчеством.

Продажная церковь, тошнотворно коррумпированная система, пьяное разложившееся общество, показанные в "Левиафане", - что может быть дальше от той России, которую хотят изобразить ее современные власти, пишет газета.

- The New York Times: в гонке за "Оскар" лидирует фильм о российской коррупции "на фоне портрета Путина"

На вопрос издания, не удивлен ли он, что фильм, явно не соответствующий "патриотической" повестке дня в стране и политике правительства, выбран представлять ее на голосовании в Американской киноакадемии, Звягинцев заявил, что живя в России, ощущаешь себя "как на минном поле".

"У вас нет особых перспектив - ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы. Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятьем нашей территории. Здесь крайне трудно обсуждать идеи верховенства закона и равноправия, а дискуссия в обществе существует, но она бессмысленна. У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно".

"Таким образом, если отвечать на ваш вопрос, то да, я был приятно удивлен", - сказал Звягинцев.

Режиссер отметил, что идеи, лежащие в основе фильма, актуальны везде в мире, но, "конечно, этот фильм о России". "Это очень русский фильм", - подчеркнул он.

"Мы живем в феодальной системе, когда все находится в руках одного человека и все остальные находятся в вертикали подчинения," - говорит Звягинцев, объясняя структуру власти современной России, показанную в фильме.

Наиболее беспощадно фильм обрушивается на тех, кто занимается пустым морализаторством, отмечает газета. На вопрос издания о недавних запретах нецензурной лексики на сцене и экране, приведших к купюрам в фильме, Звягинцев заявил, что это "глупые, идиотские и непродуманные" законы.

"Как и многие другие законы, - добавляет он. - За последнее время парламент неоднократно удивлял нас своими инициативами. Депутаты называют себя "борцами за нравственность". Может быть, они на самом деле нравственно чисты и хотят сделать нас такими же, как они. Но они, кажется, не понимают, что их задача в том, чтобы делать жизнь людей лучше, а не заставлять их жить более этично".

"Левиафан" получил частичное финансирование от Министерства культуры, но новые законы предполагают, что впредь деньги будут получать лишь патриотические фильмы, отмечает газета. "Никто не против пропагандистских фильмов, которые будут поддерживать устои государства. Но они также должны заботиться о всех остальных, или же будет просто катастрофа. Люди будут жить, как в Северной Корее, где они как заложники и уверены, что их путь является единственно правильным", - считает Звягинцев.

Он крайне возмущен соответствующим заявлением министра культуры Владимира Мединского: "Он сказал: "Пусть все цветы растут, но мы будем поливать только те, которые нам нравятся". После этих слов он должен был быть уволен, потому что это прямое нарушение конституции, прямое нарушение самовыражения человека. Вы не можете навязать правила искусству. Все должны быть равны. Государственная помощь, без которой искусство не может функционировать, должна быть в равной степени распределена между всеми участниками".

Новый фильм Звягинцева драматизирует дилемму отдельного человека, стоит ли в одиночку подниматься на государство-монстра. Сам режиссер в этой ситуации говорит о себе так: "Многие люди считают, что нужно следовать теории малых дел, что вы должны делать все, что вы можете, на своем месте. Мое место - кинорежиссер. Я не политический активист. Но я не могу не реагировать на то, что происходит вокруг меня".