В Германии, как и в большинстве европейских стран, днем окончания Второй мировой войны в Европе считается 8 мая. Официально правительство страны не отмечает 73-ю годовщину окончания Второй мировой войны. Мероприятия, приуроченные к этому дню, проходят в Германии, как правило, только в круглые годовщины.
Но это не значит, что о развязанной нацистами Второй мировой войне, об их чудовищных преступлениях немцам напоминают только раз в пять лет. О периоде нацизма изо дня в день напоминают сотни государственных и частных музеев. Проработка собственной истории идет в Германии повседневно - в школах и при содействии бесчисленных общественных и частных инициатив, пишет DW.
Каждый год - а не только в круглые годовщины - большой праздник 8 мая проводит германо-российский музей "Берлин - Карлсхорст", в здании которого, где раньше находилось офицерское казино училища инженерных войск вермахта, в ночь на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии во Второй мировой войне. Директор музея Йорг Морре рассказал, что на праздник приходят в основном жители соседних домов, но и немало русскоговорящих жителей Берлина, в том числе переехавшие в немецкую столицу ветераны Великой Отечественной войны, которых и здесь становится все меньше.
Музей в Карлсхорсте - далеко не единственный в немецкой столице, рассказывающий о Второй мировой войне и преступлениях нацистов. Кроме государственных и общественных музеев, получающих дотации из казны, есть и частные, существующие исключительно за счет состоятельных энтузиастов и филантропов.
35-летний Энно Ленце пару лет назад за свои собственные полтора миллиона евро выкупил у города один из сохранившихся с военных времен берлинских бункеров. Таких бункеров - больших и поменьше - в немецкой столице десятки. Большинство стоит просто замурованными. Снести их практически невозможно. В начале 40-х годов прошлого века их строили так, чтобы они выдерживали прямое попадание мощной авиационной бомбы.
Огромного труда, например, в свое время стоило уничтожить гитлеровский бункер. Саперы Советской армии после окончания войны пытались его взорвать, но бункер только тяжело охнул, накренилась его круглая воздухозаборная башня, а в результате объект, оказавшийся на границе между Восточным и Западным Берлином, присыпали землей и оставили до лучших времен.
Из примерно десятка приватизированных или арендованных берлинских бункеров большинство используется либо в коммерческих целях, например для игры в пейнтбол, либо как своего рода фундамент под жилье. Рядом со столичной студией DW, в частности, какой-то богатый чудак построил себе на бункере дом, посадил в кадках деревья, а в самом бункере поместил частную коллекцию картин.
Энно Ленце открыл в своем бункере, служившем с 1942 года бомбоубежищем для сотрудников и пассажиров находившегося рядом в то время крупнейшего в Европе железнодорожного вокзала Anhalter Bahnhof, выставку-музей Berlin Story Bunker. Пять этажей с потолками высотой 2,5 метра. 6500 квадратных метров общей площади. Железобетонная крыша в четыре метра толщиной. Стены 2,5 метра.
На трех этажах превращенного в музей бункера расположилась документальная экспозиция "Гитлер - как такое могло произойти". Выставка представляет собой попытку всеобъемлющего генезиса национал-социализма, включая историю Второй мировой войны.
Авторы экспозиции ищут ответы на вопросы, как и почему Гитлер стал нацистом и антисемитом, как сумел привести к власти маргинальную поначалу партию НСДАП, как цивилизованные люди превратились в извергов, почему вермахт так легко завоевал Францию, имевшую армию размером не меньше, почему на Восточном фронте война велась на уничтожение, какую роль играла пропаганда в создании культа личности фюрера и так далее.
В одном из залов бесконечной лентой идут кадры нацистской кинохроники, запечатлевшей возвращение Гитлера летом 1940 года после французской кампании в Берлин, где его встречает восторженная толпа. Историк Виланд Гибель, проводящий на общественных началах экскурсии по бункеру, подсчитал, что триумфальный проезд фюрера в открытой машине снимали как минимум на тридцать кинокамер. "Поддержка Гитлера составляла в то время 85-90 процентов, - констатировал Гибель. - Ни до, ни после в Германии не было момента с такой высокой поддержкой правительства".
Любовь к фюреру укреплялась не только виртуозной пропагандой, но и за счет "государства всеобщего благоденствия". "Людям дали возможность ездить в отпуска, сами отпуска стали длиннее, - поясняет историк, - матерей награждали, многое делалось для детей, приняли законы о защите молодежи и о защите материнства, то есть делали то, что и делает диктатура для того, чтобы заручиться поддержкой большинства населения".
Значительное место экспозиции "Гитлер - как такое могло произойти" посвящено теме Холокоста. Это не горы зачастую обезличенных трупов, а снимки жертв погромов крупным планом - лица еще живых и умоляющих их пощадить еврейских женщин и девочек-подростков, с которых улюлюкающая толпа сорвала одежду и измывается. Убьют их всех позднее. Некоторых через пару часов, других пару дней спустя.
Именно эти фотографии производят особенно сильное впечатление на посетителей бункера, среди которых примерно треть - школьники. Учителей и родителей с детьми на входе в бункер специально предупреждают, что в одном из залов есть особенно жесткие фотографии.
"Все это мы делаем потому, - пояснил Виланд Гибель, - что считаем своим долгом показать, каковы результаты расизма, национализма, шовинизма, чувства превосходства, показать, что происходит, когда к власти приходят нацисты". А их методы используются и поныне.
Например, деление людей на хороших и врагов народа, контроль над средствами массовой информации, напомнил Ленце. И, кстати, многие забывают, что главным предвыборным лозунгом Гитлера, добавил он, был такой: "Сделаем Германию снова великой!".