В Мадриде в музее Прадо открыта новая, вторая за последние полгода, выставка гравюр Гойи, посвященных бою быков, в которой великий художник-гуманист представлен как убежденный противник этого кровавого зрелища, передает РИА "Новости".
Первая экспозиция "Критический взгляд на фиесту" выставлялась с апреля по июль. В понедельник в Прадо открыта вторая выставка практически на эту же тему - "Тавромахия", в которой представлены не только гравюры знаменитой серии про корриду, но и эскизы к ним, разные варианты, внесенные в них изменения, пробные и окончательные оттиски 1816 года, а также книги и документы, раскрывающие отношение Гойи к корриде.
Комиссар выставки, хранитель музея Прадо Хосе Мануэль Матилья на открытии рассказал о том мало известном факте, что гравюры серии "Тавромахия" в свое время не имели успеха в Испании. Там привыкли к "красочным и ласкающим взор" картинкам про корриду, а потому им не понравилась "жесткость, откровенность и драматизм насилия", которыми пронизана вся серия Гойи.
По этой причине гравюры "Тавромахии" не нашли покупателей в Испании той поры и были распроданы во Франции, затем разошлись по всему свету. В частности, на выставке представлено уникальное собрание гравюр, отпечатанных при жизни художника, из серии, которую министерство культуры Испании выкупило для музея Прадо у одного немецкого акционера за 1,8 миллиона евро.
На обеих выставках на видном месте экспонируется подаренная художником своему другу Сеану Бермудесу гравюра, изображающая боевого быка, топчущего уличного нищего-слепца, на которой Гойя сделал многозначительную надпись: "Варварское развлечение".
Корриде посвящали свои творения великие поэты и художники Испании
История корриды в Испании очень древняя. До XVIII века "пешего" боя с быком не существовало: участники "ферии" - празднества - дразнили и убивали животное с лошади, напоминает Travel.ru. Современная коррида появилась в 1775 году в городке Ронда недалеко от Малаги, где "Конным дворянским обществом" (Real Maestra de Caballeria) была построена великолепная арена в стиле барокко.
Именно здесь легендарный Франсиско Ромеро, родоначальник знаменитой династии toreros, впервые осмелился играть с быком, стоя на земле. Этот поступок был воспринят как безумный героизм, почти самоубийство.
Франсиско Ромеро становится главой школы "тореро", после него его манеру переняли сын Хуан, внук Педро, а затем и такие известные тореадоры, как Пепе - Хилло, Костилларес, Кучарес, Курро - Гийллен, а также герои народных баллад.
Потом арены строятся в Мадриде, Севилье, Малаге, Кордове, других городах. Именно к концу XVIII века относятся и костюмы участников корриды - великий Франсиско Гойя в своих произведениях запечатлел наряды, практически не отличающиеся от современных, - и весь стиль пышного церемониала.
На своих полотнах корриду изображали величайшие художники Испании от Гойи до Пикассо. Стихи ей посвящали де Вега, Гоигора, Кеведо, Рубен Дарио, Мануэль Мачаде, Альберти, Гарсиа Лорка. О ней писал крупнейший философ ХХ века Ортега-и-Гассет.