Премьера англоязычного фильма "Интервью с Мохаммедом", который снял 23-летний гражданин Нидерландов иранского происхождения Эхсан Ями, состоялась во вторник в Гааге
Reuters
Премьера англоязычного фильма "Интервью с Мохаммедом", который снял 23-летний гражданин Нидерландов иранского происхождения Эхсан Ями, состоялась во вторник в Гааге
 
 
 
Премьера англоязычного фильма "Интервью с Мохаммедом", который снял 23-летний гражданин Нидерландов иранского происхождения Эхсан Ями, состоялась во вторник в Гааге
Reuters

Премьера англоязычного фильма "Интервью с Мохаммедом", который снял 23-летний гражданин Нидерландов иранского происхождения Эхсан Ями, состоялась во вторник в Гааге, передает РИА "Новости".

Презентация 14-минутного фильма прошла в международном пресс-центре Nieuwspoort. В ходе показа и последовавшей пресс-конференции были приняты повышенные меры безопасности: все присутствующие прошли через металлодетектор, а в зале находилась охрана.

- Мусульманские организации назвали фильм "бессильной пустышкой"

По словам автора, который сам - бывший мусульманин, фильм "Интервью с Мохаммедом" не является антиисламским. Ями заявил, что своим фильмом он хочет привлечь внимание к "жертвам ислама". В этой связи его главными темами являются права женщин-мусульманок, а также отношение ислама к лицам, отказавшимся от этой религии, и к евреям. Ями выразил надежду, что его фильм даст начало дискуссии о правах человека и поможет улучшить положение этих людей.

Ями сказал, что попытался представить Мохаммеда "как всеми уважаемого пророка", который признает, что и сам совершал ошибки. Герой фильма говорит, что каждый человек сам должен решать, надо ли ему отказываться от ислама.

"Я жалею о таких поступках, но если эти люди хотят гореть в аду, это - их дело", - сказал интервьюруемый в фильме актер, играющий роль Мохаммеда. Лицо актера в кадре не появляется, потому что он все время держит перед собой маску пророка. Отвечая на вопросы, Мохаммед в фильме рассказывает, в частности, о своей юности, о браке с шестилетней девочкой. Время от времени на экране появляются тексты из Корана.

"Пока никто не предложил решения таких проблем ислама, как угнетение и нетерпимость," - отметил Ями после показа фильма. Он высказал мнение, что Коран необходимо привести в соответствие с XXI веком.

Ями рассказал, что кроме него над фильмом более пяти месяцев работали кинематографисты из Ирана, Пакистана, США и Израиля. "Интервью с Мохаммедом" просмотрели представители нидерландских спецслужб: офиса Национального координатора по борьбе с терроризмом и Общей службы информации и безопасности, которые дали "зеленый свет" на его демонстрацию.

Пока ни один голландский телеканал не изъявил желания демонстрировать "Интервью с Мохаммедом". Тем временем, этот фильм размещен в Интернете.

Мусульманские организации назвали фильм "бессильной пустышкой"

Мусульманские организации Нидерландов в совместном заявлении назвали фильм Ями "бессильной пустышкой", которая "не вносит никакого вклада в дискуссию по чувствительным темам взаимоотношений ислама и общества".

В ноябре в марокканской прессе появились сообщения, что еще до своего выхода "Интервью с Мохаммедом" привел к возмущенным высказываниям мусульман по поводу планов его демонстрации, и ряд европейских мусульманских организаций призвали к бойкоту голландских товаров в случае, если этот фильм выйдет на экраны.

Голландский министр юстиции Эрнст Хирш Баллин, выступая во вторник в парламенте в связи с демонстрацией фильма "Интервью с Мохаммедом", высказал озабоченность имиджем Нидерландов в мире. Он подчеркнул, что Нидерланды "всецело уважают ислам", но в стране существует свобода выражения мнений. Министр иностранных дел Максим Ферхахен заявил, что эту позицию он намерен доводить до своих зарубежных коллег.

Ями родился в Иране в семье либеральных мусульман и до 11 лет жил в этой стране. Затем из-за политической деятельности его отца семья уехала в Нидерланды. В Европе Ями чувствовал себя мусульманином, вращался в исламских кругах и одобрил террористические акты в США 11 сентября 2001 года. Однако после изучения Корана Ями отвернулся от ислама. В 2003 году он вступил в социал-демократическую Партию труда, в 2007 году создал Центральный комитет для бывших мусульман, который помогал последователям ислама отказываться от этой веры.

Он делал резкие высказывания, называя Мохаммеда "преступником", а Коран - "отсталой" книгой. В конце 2007 года Ями вместе с ультраправым голландским политиком Хертом Вилдерсом написал опубликовал в газете De Volkskrant статью, в которой они сравнивали Мохаммеда с Гитлером. Вскоре после этого он был исключен из Партии труда. В 2008 году Ями прекратил деятельность Центрального комитета для бывших мусульман из-за того, что отказавшиеся от ислама люди боялись вступать в этот комитет.