Антонио Паолуччи
Musei Vaticani
Антонио Паолуччи
 
 
 
Антонио Паолуччи
Musei Vaticani

Директор музеев Ватикана профессор Антонио Паолуччи назвал открытие сотен неизвестных картин и рисунков Караваджо оптимистичной гипотезой, которую трудно доказать научно, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на KAI.

Напомним, работы, приписываемые Караваджо, были обнаружены в миланском замке Сфорца. Исследователи утверждают, что из 1378 работ учеников художника Симоне Петерцано, у которого Караваджо работал с 1584 по 1588 год, собственно его творениями являются более 100 работ.

"Поскольку нет ни одного рисунка с доказанным авторством Караваджо, невозможен дедуктивный вывод на научный основе", - заявил Паолуччи. Он добавил, что гипотеза итальянских искусствоведов Маурицио Куруза и Адрианы Федриголли остается поэтому основанной на "чистом оптимизме".

Известный итальянский историк искусства Антонио Паолуччи, который до музеев Ватикана ранее был директором галереи Уффици во Флоренции и министром культуры Италии, напомнил о том, что наиболее известные специалисты по Караваджо не усмотрели его авторства в рисунках, хранящихся в замке Сфорца.

"Никому не пришло в голову связать их с Караваджо", - сказал Паолуччи. Тем не менее, считает директор музеев Ватикана, к гипотезе надо отнестись серьезно и дождаться более убедительных аргументов от ее авторов.

Паолуччи добавил, что в истории искусства были такие случаи, когда крупнейшие эксперты не замечали авторства великих мастеров, которое позже открывали их более молодые коллеги.

Маурицио Куруз и Адриана Федриголли убеждены в своей правоте и заявили, что их находка является "революцией в изучении творчества Караваджо". Искусствоведы уже подготовили к публикации электронные книги с изложением результатов своих исследований.

По мнению Бернарделли Куруз и Федриголли, эти работы, многие из которых представляют ученические наброски, помогут раскрыть секреты мастерства Караваджо, изобретателя "камеры обскуры". Талантливый ученик маэстро Петерцано, который, в свою очередь, живописи учился в Венеции у Тициана, так и не завершил обучение. Уехав из Милана, через четыре года Караваджо появился в Риме, где со временем у него появились богатые заказчики. Однако папский город он был вынужден покинуть в 1606 году после того, как в уличной драке убил одного из своих товарищей.

Вплоть до смерти в 1610 году на пустынном пляже на Тирренском побережье художник был вынужден скитаться: сначала Неаполь, потом Мальта, откуда он бежал потом на Сицилию. Везде сохранились его работы в церквях, выполненные по заказу местных церковных иерархов. В том числе по распоряжению Великого магистра Мальтийского ордена Караваджо расписал алтарь в кафедральном соборе Валлетты.

Если авторство Караваджо будет признано доказанным, стоимость обнаруженных рисунков, по оценкам экспертов, может достичь 700 миллионов евро.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) - итальянский живописец, основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII века. Работы Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.