"Образцы советской пропаганды" - фото-работы советских авангардистов - стали хитом торгов Christie's в Нью-Йорке. По словам руководителя департамента книг и манускриптов Свена Беккера, установлен рекорд на российскую книгу 20-го века "Индустрия социализма" Эля Лисицкого, проданную за 79 тысяч долларов, передает РИА "Новости".
Лисицкий, сблизившийся в 1919 году в Витебске с Марком Шагалом и Казимиром Малевичем в училище "нового революционного образца", является символом российского супрематизма. Он известен своим графическими образами "мирового обновления", хотя его работы вопреки убеждениям скорее выражали обезличенную суть диктатуры.
По словам Беккера, в последние годы наблюдается повышенный интерес к работам советских авангардистов и конструктивистов как в Европе, так и в самой России. "Российские коллекционеры ранее интересовались манускриптами, книгами 18-19-го веков, но в последнее время начали активно покупать книги, изданные в 30-е годы советского периода. Это теперь на гребне интереса. Я был в Москве и знакомился с букинистическим рынком столицы - качественных изданий 30-х годов в России практически нет", - отметил эксперт. Он прогнозирует дальнейший рост цен на "советский конструктивизм".
Фотоальбомы Александра Родченко и его верной соратницы Варвары Степановой стали хитом торгов Christie's в Нью-Йорке, превзойдя в пять-восемь раз предпродажную оценку. В аннотациях к лотам, созданным в 30-е годы, работы "отца" российского авангарда и конструктивизма представлены как "выдающиеся образцы советской пропаганды".
Его фото-альбом "10 лет Узбекской ССР", изданный в Ленинграде в 1934 году, продан за 39 тысяч 400 долларов, "Первая конная" ("одна из самых выдающихся книг советской пропаганды" - Christie's), изданная в 1935 году, ушла за 32 тысячи 200 долларов, "Москва реконструируется", вышедшая в свет в 1938 году, куплена за 37 тысяч долларов. "Превосходный дизайн этого документа отражает размах и новаторство интенсивной реконструкции Москвы 30-х годов и полон "графической пиротехники", - отмечает Christie's в своей сопроводительной ремарке к последнему фотоальбому.
Созидательные масштабные идеи Родченко (1891-1956), одного из зачинателей рекламы в СССР, дизайнера, графика, фотографа, художника театра и кино, воплотившего ауру своего времени, неожиданно, оказались созвучны настроению нью-йоркского рынка. Хотя его эпопея, посвященная 10-летию Советского Узбекистана, довольно скоро стала запрещенной книгой, так как ее главные фигуранты оказались "врагами народа" времен сталинской чистки.
Да и сам Родченко, каждая работа которого была по сути политическим манифестом, вопреки своему пафосу строителя коммунизма не единожды становился объектом травли и гонений. "Искусство - это служение народу, а народ ведут кто куда", - отметил художник однажды в своем дневнике.
Что же касается культовых иллюстраций Родченко к поэме Владимира Маяковского "Про это" с портретом Лили Брик на обложке, то она не нашла покупателей. Хотя эксперты "Кристис", оценивая "Про это" в диапазоне 7-10 тысяч долларов, предполагали, что именно этот лот вызовет наибольший интерес публики.