К. С. Малевич. Общество на прогулке. Около 1908. Бумага, акварель, китайская тушь
www.rusmuseum.ru
К. С. Малевич. Общество на прогулке. Около 1908. Бумага, акварель, китайская тушь Г. Г. Гагарин. Кофейня в Константинополе. 1830-е. Бумага, акварель, гуашь, карандаш, гуммиарабик
ВСЕ ФОТО
 
 
 
К. С. Малевич. Общество на прогулке. Около 1908. Бумага, акварель, китайская тушь
www.rusmuseum.ru
 
 
 
Г. Г. Гагарин. Кофейня в Константинополе. 1830-е. Бумага, акварель, гуашь, карандаш, гуммиарабик
www.rusmuseum.ru
 
 
 
И. И. Шишкин. Дождливый день. Конец 1860-х. Холст, масло
www.rusmuseum.ru

Произведения русской живописи и декоративно-прикладного искусства из зарубежных коллекций представил в столичном ГМЗ "Царицыно" санкт-петербургский Русский музей, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на заявление заместителя директора музея Евгении Петровой.

Выставка "Время собирать", открывшаяся для публики во вторник, является итогом семилетнего изучения сотрудниками музея частных собраний русского искусства. О трудоемкости работы свидетельствует охваченный временной период - экспозиция начинается с живописи Владимира Боровиковского и Карла Брюллова, а заканчивается фотографиями Александра Родченко.

"Все, что мы показываем на выставке, раньше в России не было известно. Это касается как отдельных произведений, так и целых периодов творчества некоторых художников", - сказала Петрова. Первый случай иллюстрирует картина Ильи Репина "Черноморская вольница", обнаруженная в одном из финских собраний.

По словам замдиректора Русского музея, эта картина показывает жизнь запорожцев в драматическом ключе, в отличие от оптимистичного и широко известного полотна "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану".

Уже зная о существовании "Черноморской вольницы", музейщики в разных собраниях нашли два этюда к ней. При этом сами хозяева не подозревали, что владеют частью 20-летней работы Репина над картиной.

"Это большая удача - показать вместе этюды из разных коллекций. Не важно, является "Черноморская вольница" венцом творчества Репина или нет, главное, что на этой выставке мы можем увидеть процесс поисков большого художника", - сказала Петрова.

Что касается неизвестных периодов творчества знаменитых русских живописцев, то к ним относятся те произведения, которые были созданы в эмиграции, осели за границей и до настоящего времени находились вне поля зрения специалистов.

Для наглядности организаторы выставки разместили в одном из залов царицынского Большого дворца нехарактерное для Филиппа Малявина, известного своими бабами в цветастых одеждах, аллегорическое полотно "Принцесса и омар".

"Эта картина наиболее ярко показывает, что после революции у многих художников, покинувших Россию, менялась манера письма, темы работ. На этой выставке мы дополняем и отчасти меняем установившиеся представления об известных живописцах", - рассказала Петрова.

Однако эта выставка может понравиться не только знатокам и ценителям русского искусства - ее создатели учли самые разные вкусы посетителей. Если кто-то оценит одинаковые по колориту, но совершенно разные по стилю работы Натальи Гончаровой, то другим будет небезынтересно взглянуть на самовар императора Александра III и драгоценные табакерки.

Экспозиция "Время собирать" составлена из 134 живописных и 48 графических работ, шести скульптур и 50 фотографий, а также предметов декоративно-прикладного искусства из 15 собраний США и Европы.

Петрова уверена, что роль современных и ушедших коллекционеров в деле сохранения национального искусства пока что недооценена. "Нельзя забывать, что каждый музей начинался с чьей-то частной коллекции и было бы неплохо в Русском музее переделать этикетки к картинам, добавив информацию, из какой коллекции происходит каждая из них", - заключила она.

Выставка "Время собирать" будет работать до 10 июля.