Министерство культуры РФ после обвинений Общественной палаты в непрофессионализме выпустило заявление, в котором заявило, что с самого начала было против "хулиганского и омерзительного" проекта "Войны" "Х** в плену у ФСБ" и открестилось от самой премии.
"Министерство культуры с самого начала выступало против выдвижения работы группы "Война" на премию "Инновация", считая его хулиганским, провокационным и не достойным ни с художественной, ни с нравственной точки зрения", - цитирует "Интерфакс" пресс-атташе министерства Наталью Уварову.
В Минкульте также заявили, что не считают возможным вмешиваться в работу жюри премии. "Никто из представителей министерства не вошел в жюри премии, а бюджетные средства на саму премию не выделялись, - заявила Уварова. - При этом следует заметить, что министерство культуры не является цензурным органом, и мы не хотели бы повторять тот опыт отношений власти с искусством, которым был отмечен период правления Хрущева".
- Питерцы упрекнули "Войну" в плагиате, эксперты поддержали награждение
"Мы уверены, что отмена премии нанесла бы гораздо больший урон формирующемуся гражданскому обществу России, чем присуждение премии работе группы "Война", - сказала представитель министерства.
"Если арт-группа "Война" нарушила закон, осуществив данный проект, то этими вопросами должны заняться правоохранительные органы, а не Министерство культуры", - говорится в сообщении Минкульта.
Напомним, ранее сегодня Общественная палата (ОП) РФ назвала победу известной провокационными акциями арт-группы "Война" на всероссийском конкурсе визуальных искусств "Инновация" "пощечиной здравому смыслу", а позицию Министерства культуры РФ по этому поводу - непрофессиональной. Более того, в своем заявлении ОП пояснила, что одним из учредителей конкурса является Министерство культуры РФ, "а финансирование расходов на организацию мероприятия осуществляется из средств государственного бюджета, то есть налогоплательщиками".
Между тем, не все члены Общественной палаты согласны с такой резкой оценкой итогов премии. Так, член Общественной палаты галерист Марат Гельман сказал в интервью Gzt.ru, что не разделяет негативного отношения к победе арт-группы "Война".
"Ни я, ни, думаю, Павел Лунгин, ни Василий Бычков не были в курсе и тем более не подписывали это заявление. Это некое частное мнение, видимо, оно кем-то продавлено". - добавил Гельман.
Отметим, что сами активисты "Войны" за призом в 400 тысяч рублей не явились: по их словам, для их творчества не требуется официальных одобрений.
В ноябре 2010 г. члены арт-группы Леонид Николаев и Олег Воротников были арестованы и провели в СИЗО три месяца. В конце февраля 2011 их отпустили под залог в размере 300 тыс. рублей за каждого.
Сейчас им грозит 5-7 лет за другую художественную акцию - "Дворцовый переворот", устроенную арт-группой "Война" в сентябре 2010 года. Тогда они перевернули в Петербурге несколько милицейских машин и сняли об этом видеоклип.
Питерцы упрекнули "Войну" в плагиате, эксперты поддержали награждение
Историки напомнили, что идея рисования фаллоса на разводных мостах не нова - это уже было двадцать лет назад, только использовали не Литейный мост, а Дворцовый. Тогда фаллос был нарисован на листе бумаги, который прикрепили скотчем к асфальту, сообщает "Фонтанка.ру".
Режиссер Василий Царев, один из участников акции девяностых, подтвердил изданию: фаллос на Дворцовом мосту действительно появлялся. "Но мы не вкладывали в это изображение никакого социального протестного смысла, - добавил он. - Просто это был первый год Собчака у власти. Все вокруг стремительно менялось, мы никак не могли поверить в то, что то, что происходит, вообще возможно. И нам казалось, что люди вокруг остаются очень закрепощенными, хотелось встряхнуть их, расшевелить. Вот и все". "И вы знаете, я был очень удивлен, когда услышал, что про фаллос на Литейном мосту говорят как о первопроходце", - заметил он.
Фаллос работы художника Георгия Гурьянова на Дворцовом мосту провисел ровно одну ночь, потом его сняли, а мост стали использовать как музей - на разводных плоскостях устраивали выставки картин. Автор идеи проекта Иван Мовсесян собственноручно перед каждой разводкой развешивал работы художников "Новой академии". Основной идеей этих выставок был, по словам организатора, "принцип классического единства места, времени и действия, идеально воплощающего облик нашего города". В инновациях художников никто не заподозрил, и премий им не присуждали.
Издание также напоминает, что самая дерзкая и отчаянная акция была предпринята в августе 1976 года, когда на стене Государева бастиона Петропавловской крепости появилась надпись "Они распинают свободу, но душа человека не знает оков". "Тогда погиб в своей мастерской, которую, как мы думаем, подожгли кагебешники, мой очень хороший друг, Евгений Рухин. И я не знал, как ответить на это, - выразил свое отношение к происходящему таким способом", - пояснил один из авторов надписи правозащитник Юлий Рыбаков.
Сама акция не претендовала на художественность, но неожиданно превратилась в трагифарс. Милиция, выполняя указание "убрать как можно быстрее", попыталась загородить текст крышками гробов, привезенными из ближайшего магазина ритуальных принадлежностей. Но, как вспоминают очевидцы, в Неве неожиданно для августа поднялась вода, и всю загородку смыло. В итоге к стене бастиона доставили маляра, который просто замазал крамольную надпись. Премию авторам вручили соответствующую: Юлий Рыбаков и его друг, художник Олег Волков, получили по шесть лет лагерей усиленного режима.
В то же время, завотделом новейших течений Русского музея считает, что, несмотря на повтор, премию "Войне" дали заслуженно: "Безусловно, она не нова - разводные мосты очень часто используются как эротической символ, особенно в рекламе - съел человек таблетку, крыло моста поднимается. И фаллос на Дворцовом мосту был - идея заключалась в том, чтобы "сунуть новое искусство под нос Эрмитажу". Но в искусстве вообще не может быть ничего принципиально нового, плагиатом я бы "Х** в плену у ФСБ" не назвал".
"В мире существует такое направление - акционизм, оно началось в послевоенный период, в США набрало особенную силу во время событий во Вьетнаме, а теперь - как всегда, с опозданием - докатилось и к нам. Во всем мире власти пытаются строить отношения с творцами таких уличных акций - умная власть начинает с ними сотрудничать, например предлагает граффитистам расписывать стены домов, глупая - запрещает и получает протестные движения. И мне бы не хотелось, чтобы ребята из "Войны" были бы вытеснены в политику. Тогда они станут уже неинтересны", - пояснил Боровский.
Сейчас, по мнению эксперта, уличные акции набирают силу, и "Война" - только первая ласточка. "Причины понятны, - полагает Боровский. - У нас полнейший застой политики и культуры, не создано публичного пространства для художников, тоскливая городская среда - все монументы, которых, кстати, очень мало, выдержаны либо в эстетике сталинизма, либо в эстетике мещанства, и творит все эти скульптуры одна и та же мафия авторов. Поэтому молодые все чаще стремятся выйти за рамки галерей и уходят на улицу, а дальше - либо их вытеснят в политику, либо они будут создавать новое искусство".
Что касается фаллоса на Литейном мосту, то, по мнению Боровского, "Х** в плену у ФСБ" - акция смешная, глубоко укорененная в традиции нашего города, поскольку восходит к творчеству Ивана Семеновича Баркова, да и Александра Сергеевича Пушкина. "Власти показали то, что о ней думают, - объясняет он смысл произведения "Войны". - И сделали это весело, поэтому премию они заслужили". "Понятно, что эти ребята - не великие художники, понятно, что дальнейшая их судьба зависит только от них, и не исключено, что именно этой акцией и закончится история группы "Война" - что будет очень печально, - заключает эксперт. - Но фаллос перед Большим домом в анналы русского акционизма уже вошел".