В Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная одному из древнейших и самых загадочных народов Тихоокеанского бассейна, который когда-то населял юг России. Этих островных людей называют айны. Выставка в Российском этнографическом музее - первая более чем за полвека попытка в нашей стране рассказать о народе, который когда-то населял и территории современной России: юг Камчатки, Сахалин и Курилы.
Сейчас они живут только в Японии, на острове Хоккайдо, и их сложно отличить от японцев. Но когда-то айны и японцы воевали.
Вячеслав Горегляд, заведующий кафедрой японской филологии Санкт-Петербургского государственного университета, рассказал в интервью НТВ: "Японцы занимали западную и центральную часть (по-тогдашнему центральную часть) Японии. Там где нынче Токио - это были айнские территории. И постепенно так вот оттесняли на север".
На выставке представлено странное сооружение, единственное дошедшее до наших дней - подлинно айнская клетка для выращивания медведя. Это животное айны считали священным и устраивали специальные медвежьи праздники. Правда, для самого медведя, которого обычно около 3 лет растили в таком домике, этот праздник становился последним днем жизни. Ритуальное убийство поручали лучшему лучнику, который с одного выстрела специальными стрелами должен был убить животное.
На фотографиях начала ХХ века можно увидеть, как проходили эти праздники. Медведя сначала выгуливали, потом украшали, а после убийства располагались вокруг шкуры, ели его мясо и пили сакэ из ритуальных чашек. Айны считали, что не убивают медведя, а отправляют его.
Автор выставки Валентина Горбачева пояснила: "Медведь был посредником между человеком и божествами, к которым айны обращались в любых ситуациях. Встречали его, как дорогого гостя. И потом провожали торжественно. С сожалением, что он уходит, но с надеждой, что он еще придет к ним".
До начала ХХ века айны носили халаты из кожи рыб или из ткани, сотканной из волокон луба вяза и крапивы. На могилах своих соплеменников ставили такие деревянные памятники, похожие на обыкновенные палки.
Но политика ассимиляции, которая проводилась в Японии в первой половине ХХ века, лишила айнов самобытности. До войны им запрещали говорить на родном языке. И теперь, по словам исследователей, большинство атрибутов традиционной айнской культуры можно увидеть только в музейных залах.