Правительство может принудить кинотеатры показывать российское кино. Минэкономразвития обсуждает с Минкультуры минимальную квоту в "экранном времени" в размере 24%. Киносети заявили, что картины, не пользующиеся спросом, будут показывать "в чуланах", пишет "Коммерсант".
Инициатива Минэкономразвития предполагает установить для отечественной продукции на год "минимальную долю всего фактически используемого объема экранного времени", достигающую 24%. Указывается, что во Франции такая доля достигает 43%, в Италии - 21%, в Великобритании и Австрии - 16%.
Также идет речь о квотировании импорта, ограничении числа иностранных фильмов в местном прокате, которое применяется, в частности, в Индии (не более 100 зарубежных фильмов в год) и Китае (не более 30).
Кинопрокатчики резко выступают против подобных мер. Гендиректор "Синема Парк" Сергей Китин говорит, что "Минэкономразвития хочет нанести существенный удар по киноотрасли", Рафаэль Акопов, президент холдинга "ПрофМедиа", отмечает, что "за ограничения конкуренции в конечном итоге заплатит зритель. Если "обязательный" российский фильм не будет собирать достаточный бокс-офис, кинотеатры просто станут его показывать в чуланах".
Как сообщает РИА "Новости", Минкультуры и Фонд кино с осторожностью отнеслись к инициативе Минэкономразвития. По мнению директора департамента кинематографии Минкультуры Вячеслава Тельнова, приоритетной задачей должно стать не введение обязательных квот, а повышение уровня отечественного кино, которое предлагается кинотеатрам. Что, в свою очередь, не отменяет законодательных инициатив, которые надо обсуждать.
Тельнов отметил, что сейчас доля российского кино составляет всего 10-12% от того, что демонстрируют кинотеатры страны, однако, надо стремиться к тому, чтобы эта цифра выросла до 24-25%.
Глава Фонда кино Сергей Толстиков согласен, что с российским кинопоказом надо что-то делать, чтобы отечественное кино было лучше представлено. "Есть пакетирование американских фильмов, когда с сильным фильмом подгоняют и слабые, и они таким образом частично вытесняют наши фильмы с рынка. Но насколько квотирование может помочь нашим фильмам, непонятно. Это надо обсуждать", - сказал Толстиков.
Он напомнил, что во Франции есть единая политика государства и телеканалов, которая минимизирует конкурентное преимущество Голливуда. "Если в пятницу вечером выходит новый французский фильм, то по телевизору вы никаких премьер не увидите, чтобы не отвлекать зрителя. У нас ничего похожего нет", - добавил он.
Между тем, гендиректор "Каро-премьер" Алексей Рязанцев напомнил, что доля в 25% уже была достигнута российскими фильмами по итогам 2008 года, когда на экраны страны вышло много качественных картин, которые привлекли отечественного зрителя.
Он считает, что введение каких бы то ни было регуляторов, может негативно отразиться на отечественном кинобизнесе. "Мы же не Китай, где населения страны миллиард человек и прирост кинозалов в год составляет 500%. Квотированием мы подорвем новую жизнь кинотеатров, особенно в городах с небольшим числом жителей, где всего один-два зала и мало мест. Эти люди и так оторваны от международных премьер, в силу того, что основные киноплексы сосредоточены в миллионниках", - пояснил он.
По мнению Рязанцева, введение квот лишает зрителя свободы выбора. "Нужно наращивать производство качественных лент, которые бы ничем не уступали Голливуду. То, что мы можем это сделать, например, снимать своих трансформеров, это продемонстрировал Джаник Файзиев со своим "Август. Восьмого", - уверен он.