Выставка "Эпоха бисера. Вышивки VШ-ХIХ веков из частных собраний Москвы" открывается в среду, 14 августа, в Музее личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, передает РИА "Новости".
В экспозицию включены дамские сумочки, кошельки, туфельки, кисеты, подстаканники, шкатулки, расшитые бисером, привезенным из Венеции, Богемии и Германии. Основу выставки составляют произведения из собрания семьи Миримовых-Васильевых-Юровых, которая на протяжении 10 лет занимается изучением и коллекционированием старинных бисерных вышивок.
Всего в экспозицию вошло около 160 предметов. Выставка продлится до 8 сентября.
На Руси первое упоминание о бисере относится к IX веку
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Первые сведения об использовании бисера в декорировании одежды на Руси относятся к IX≈XII вв.
На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию, пишет Елена Артамонова в книге "Украшения и сувениры из бисера". Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера.
До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой (поташем). Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670≈1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер.
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля "стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле".
Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. В XIX веке шитье бисером стало популярно среди представительниц аристократических семейств: дамы собственными руками, не доверяя крепостным, вышивали кошельки, картины и другие вещи.