В лондонской галерее Tate открылась выставка, посвященная ночным кошмарам и исследующая темы сверхъестественного и извращенной сексуальности, которые были популярны в Великобритании в 1770-1830 годах.
В галерее выставлены полторы сотни работ мастеров. Как сказал НТВ куратор галереи Tate Мартин Майрон: "Парадокс заключается в том, что интерес к этому искусству возник в момент, когда Британия считалась очень спокойной и сытой страной. Люди уже не испытывали страха, как их предки в середине века. Вера в загробный мир исчезала на глазах. Общество не верило в привидения".
Уильям Блейк и Иоганн Генрих Фюсли - два имени, о которых британские готы говорят до сих пор. В работах этих художников были загадка, мистика и эротика. Сюжеты для своих работ искали во всём - в шекспировском "Макбете", в "Потерянном рае" Мильтона, в ужасах Французской революции и в индустриальном прогрессе английской революции.
Страшные сцены рождались и от простого пищевого отравления. Когда Фюсли написал свою самую страшную картину, ходили слухи, что этот кошмар приснился художнику после того, как перед сном он наелся плохо прожаренной свинины. Шокирующую картину показали публике в 1782 году. Теперь "Ночной кошмар" в Британии называют иконой готической живописи.
На картине изображена лежащая на постели женщина, которой угрожает бес, сидящий у нее на груди, а из тени на нее взирает демонического вида лошадь. Много места на выставке уделено также эротическим рисункам Фюсли.
Гвоздем выставки является картина Фюсли "Сатана, изгоняемый копьем Итуриэля". В поэме Джона Мильтона "Потерянный рай" Итуриэль - один из ангелов, посланный Гавриилом на поиски Сатаны, проникшего в рай. Картина не выставлялась с 1880 года. Она считалась утраченной и вернулась к публике только в 1988 году, когда частный коллекционер продал ее танцору Рудольфу Нуриеву.
Творчество Блейка представлено рядом работ, в том числе картиной "Ведьма из Эндора вызывает тень Самуила" и его классическая работа "Ночь веселья Энитармон". На выставке также представлены картины Джона Флаксмена, Джорджа Ромни, Джозефа Райт из Дерби и карикатуры Джеймса Гилрея.
Движение в искусстве, характеризующееся интересом ко всему чувственному и чудовищному, размыло границу между высоким искусством и массовой культурой. Стиль и темы работ этого жанра просочились в трэш-литературу, развившуюся с появлением печатной прессы, и повлияли на фильмы ужасов ХХ века. Выставка будет проходить до начала мая.