Выставка Марка Шагала, открывающаяся в Третьяковской галерее в пятницу, показывает ни разу не экспонировавшиеся в России произведения мастера, дополненные различными антикварными предметами, сообщает РИА "Новости".
Прежняя выставка Шагала прошла по музейным меркам относительно недавно, в 2005 году, и тогда родилась идея показать еще один проект, связанный уже с истоками творчества художника.
Шагал сейчас невероятно востребован во всем мире - многие его работы из собрания Третьяковской галереи разъехались по разным странам, поэтому на выставке можно увидеть лишь его часть, большинство же произведений были собраны по частным коллекциям и фондам. Как, например, открывающий экспозицию черно-белый графический цикл "Моя жизнь" или же работа "Детская коляска". Под ней организаторы выставки разместили плетеную из прутьев детскую коляску начала ХХ века.
На выставке многие произведения Шагала аранжированы вещами из Российского этнографического музея и Музея истории евреев России. Так, рядом с его "Парикмахерской" воссоздана небольшая цирюльня с креслом и необходимыми принадлежностями.
Среди представленных работ многие посвящены близким Шагала или ему самому. Это заметно даже по названиям: "Красная гостиная. (В доме дедушки)", "Наша спальня", "Земляника. Белла и Ида за столом", "Бабушка и сестра за столом".
В связи с этим символично, что на открытие выставки приехала внучка художника, вице-президент Комитета Марка Шагала Мерет Мейер, которая предоставила для выставки несколько дорогих ее семье вещей.
Среди них - сервиз, который Шагал сделал в 1952 году к свадьбе дочери Иды. Предметы кажутся нарочито грубыми, и каждый из 69 элементов украшает особый забавный рисунок: то русалка, то сказочные птички. По словам внучки художника, сервиз часто использовался, а в супницу практически всегда наливался борщ, который готовила ее мать.
На выставке в общей сложности представлено более 150 графических работ, а также живопись, авторская скульптура - созданные для фонтана "Рыба" и "Птица" - и произведения прикладного искусства.
При этом никаких хронологических рамок задано не было: в залах Третьяковской галереи можно увидеть и ранние витебские зарисовки, и поздние парижские коллажи, а также печатную графику Шагала - выполненные в технике офорта иллюстрации к Библии и "Басням" Лафонтена.