Дзержинский районный суд Петербурга в четверг приговорил обвиняемого в краже экспонатов из фондов Государственного Эрмитажа Николая Завадского к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, передает "Интерфакс". Срок наказания для Завадского суд постановил исчислять с момента его заключения под стражу.
Суд признал Завадского виновным по части 4 статьи 158 пункты "а и б" УК РФ (кража, совершенная организованной группой лиц в особо крупном размере). Суд также посчитал доказанным тот факт, что Завадский вместе с супругой объединились в организованную группу и в течение длительного времени регулярно совершали кражи музейных ценностей из фондов Эрмитажа, используя служебное положение супруги, работавшей хранительницей фондов.
Особо крупный размер, нанесенный действиями Завадского, который признан причастным к хищению 77 предметов из русского отдела Эрмитажа, подтверждается, по мнению обвинения, перечнем похищенных из Эрмитажа предметов и заключением экспертов, оценившим ущерб в 14 млн 813 тыс. рублей. Так как часть предметов была возвращена, сумма сократилась фактически вдвое - до 7 миллионов 387 тысяч.
Назначая наказание, суд учел отсутствие отягчающих обстоятельств у подсудимого и наличие смягчающих, таких как раскаяние, явка с повинной, содействие следствию и наличие хронических заболеваний. При этом суд отметил, что считает возможным назначить наказание только в виде лишения свободы, учитывая характер, общественную значимость и длительность совершаемого преступления.
Также суд полностью удовлетворил гражданский иск, заявленный Государственным Эрмитажем к Завадскому, на возмещение ущерба в размере 7 млн 388 тыс. рублей. Именно в такую сумму оценивается, по данным экспертов, стоимость невозвращенных Эрмитажу экспонатов.
Кроме того, суд вынес частное постановление и в адрес руководства музея, в котором указал на необходимость принятия необходимых мер для сохранности музейных ценностей.
На предыдущем заседании в минувший вторник государственный обвинитель, выступая в ходе прений, попросил приговорить Завадского к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Гособвинитель заявил, что в ходе судебных слушаний такой квалифицирующий признак, как организация преступной группы, нашел свое подтверждение, так как Завадский со своей супругой Ларисой, работавшей хранительницей в Эрмитаже, по мнению обвинения, объединились для хищения музейных ценностей. При этом супруги распределили между собой функции, тщательно готовили каждое преступление.
После оглашения приговора гособвинитель заявила журналистам, что прокуратура удовлетворена вынесенным приговором. "Мы просили реальное лишение свободы, и суд приговорил обвиняемого к пяти годам колонии общего режима. Мы удовлетворены, несмотря на то, что просили шесть лет, а суд назначил пять", - сказала представитель прокуратуры.
В свою очередь, адвокат подсудимого Людмила Михайлова заявила, что пока затрудняется сказать о том, что будет ли сегодняшний приговор суда обжалован со стороны обвиняемого. "Пока я не поговорила со своим подзащитным, я не могу сказать, будем ли мы его обжаловать или нет. В целом примерно такого приговора мы и ожидали", - сказала она. Ранее адвокат подсудимого попросила суд учесть все смягчающие обстоятельства, в том числе на его чистосердечное раскаяние и состояние здоровья, и просила назначить ему условное наказание.
На последнем допросе подсудимый Николай Завадский подтвердил признательные показания, данные им во время предварительного следствия. В последнем слове подсудимый заявил о своем искреннем раскаянии и попросил суд не лишать его свободы. "Я умоляю суд дать мне возможность трудиться, чтобы возместить ту сумму, которую я задолжал Эрмитажу", - сказал Завадский.
Во время допроса Завадский указал, что похищать неучтенные экспонаты из Эрмитажа предложил ему коллега по работе в Институте имени Лесгафта, а ныне доцент исторического факультета СПбГУ Иван Соболев после того, как узнал, что жена Завадского работает хранительницей в музее. Напомним, в отношении Соболева уголовное дело было прекращено в связи с истечением сроков давности наступления ответственности.
Завадский отметил, что он не убеждал супругу совершать данное преступление. "Я ее не убеждал", - сказал Завадский, отвечая на вопрос, кто убедил его супругу совершить преступление. Подсудимый отметил, что на данное преступление семью Завадских толкнуло тяжелое материальное положение, сложившееся после 1991 года. Семье были необходимы деньги на лечение матери Завадского и самой Ларисы Завадской.
Свою роль в совершении данного преступления Завадский свел к тому, что он лишь относил принесенные Ларисой Завадской из Эрмитажа предметы коллекции Русского отдела в антикварные магазины и ломбарды. Обвиняемый отметил, что предварительного планирования выноса из музея тех или иных предметов у семьи не было. "Никаких планов не было или она (Лариса Завадская) меня в них не посвящала. Что она везла и какие предметы привозила из музея, я был не в курсе", - заключил он.
Напомним, рассмотрение уголовного дела в отношении Николая Завадского-старшего, обвиняемого в похищении и сбыте предметов из Эрмитажа и признавшего свою вину, суд начал 10 января. Уголовное преследование его супруги, хранительницы Эрмитажа Ларисы Завадской прекращено в связи с ее смертью.
Пропажа из русского отдела Эрмитажа 221 экспоната была выявлена летом 2006 года во время проверки. В настоящее время обнаружен 31 экспонат. Продолжается розыск остальной части коллекции.