Во вторник наконец-то началась долгожданная "влажная реставрация" статуи Давида работы Микеланджело. После ожесточенной полемики по поводу того, как лучше проводить очистку самой знаменитой в мире статуи, было принято решение использовать влажные целлюлозные компрессы, а не производить очистку при помощи щеток и тряпок, как предполагалось ранее.
"Работа будет готова весной, как раз к празднованию пятисотлетней годовщины с момента создания шедевра", - с уверенностью заявила реставратор Чинциа Пармигони, которая в присутствии публики будет работать на статуе на специальных помостах каждый день с 14 до 21 часа.
Директор Академии, в которой размещен Давид тоже чувствует себя уверено: "Мы спокойны. "Влажная реставрация" более безопасна для статуи, чем "сухая", поскольку позволяет избежать ударов и отрицательного воздействия, которое возникает в случае использования щеток и тряпок". Об этом пишет во вторник Corriere della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru).
Пресс-конференция с участием главного инспектора Антонио Паолуччи, директора Opificio delle Pietre Dure, организации, занимающейся вопросами реставрации памятников, Кристины Ачидини и эксперта Национального совета по научным исследованиям Мауро Маттеини, сопровождаемая показом видеоматериалов, была нацелена на то, чтобы покончить с продолжавшимся шесть месяцев противостоянием между десятками ученых из разных стран мира по поводу реставрации статуи. Реставрацию некоторые из них считали ненужной и опасной.
Сначала очистку Давида доверили Аньезе Парронки, которая намеревалась произвести ее сухим способом. Когда Парронки в сентябре прошлого года было поручено это задание, она, казалось, идеально подходила для этой работы, поскольку уже имела опыт успешной очистки других памятников искусства.
Три месяца она провела, составляя цифровую компьютерную модель "Давида". В конце концов она пришла к выводу, что статую необходимо очищать "сухим" методом, используя мягкие щетки, ватные тампоны, ластик и замшевую ткань. Когда же ее попросили очистить мраморную статую в соответствии с результатами лабораторных исследований, Парронки отказалась продолжать работы. Вспыхнула дискуссия - между директором Академии, Франкой Фаллетти, которая предлагает так называемый "мокрый" метод, и госпожой Парронки, выступающей за "сухой" метод.
"Мокрый" метод госпожи Фаллетти основывается на документе, подготовленном комитетом ученых из Департамента по реставрации предметов искусства при правительстве. После долгих экспериментов специалисты пришли к выводу, что наибольшую опасность для "Давида" представляет гипс, который они предложили удалить при помощи влажных компрессов, используя дистиллированную воду, что, по их мнению, также поможет удалить пыль из пор.
Наиболее распространенное вещество, которое необходимо снять со статуи, - гипс. Поэтому на многочисленные части статуи, на которых присутствует гипс, будут наложены компрессы из целлюлозы и сепиолита в дистиллированной воде, а под компрессы будет подложена специальная бумага. Затем поверхность будет с миллиметровой точностью обработана маленькими тампонами из гидрофильной ваты.
На те участки статуи, где присутствуют следы воска, будут наложены тампоны, пропитанные веществом на основе нефти. Подобающей нежной очистке будет подвергнута также патина из оксалата кальция, которая вновь станет видна по окончанию работ. Реставраторы на протяжении всей работы будут использовать специально составленную карту поверхности статуи.
Мрамор, из которого изготовлена скульптура "Давида", никогда не считался идеальным. Пятиметровый блок, добытый в одном из карьеров недалеко от города Каррара, почти 40 лет пролежал во внутреннем дворе Флорентийского Собора, прежде чем Микеланджело взялся за него. Даже завершив скульптуру, он еще целых четыре месяца занимался обработкой и полировкой мрамора, прежде чем скульптура был представлена публике в сентябре 1504 года.
С тех пор с "Давидом" не всегда обходились достойным образом. В 1527 году во время восстания у него отломали руку. Белая смесь извести и песка, которую использовали, чтобы вернуть руку на место, видна до сих пор. Затем на статуе в течение трех столетий накапливалась сажа, а в 19 веке памятку нанесли еще больший урон две непрофессиональные операции по его очистке: в 1810 году его покрыли воском, а в 1843 году воск вместе с подлинной патиной смыли при помощи соляной кислоты.
В 1873 году "Давида" перенесли в главный холл Академии Художеств. Однако и на этот раз злоключения античного красавца не закончились. В 1991 году психически неуравновешенный итальянец Пьеро Канната молотком отбил средний палец на левой ноге "Давида". Пришлось делать для статуи новый палец.