К 140-летию Анны Голубкиной приурочена выставка "Встреча через столетие: Роден, Голубкина, Клодель", которую во вторник открывает Государственная Третьяковская галерея.
В честь юбилея русского скульптора в Москву из Парижа впервые привезены работы великого Огюста Родена и его любимой ученицы - француженки Камиллы Клодель, ровесницы Анны Голубкиной.
Проект объединил три старейших музея России - Третьяковку, владеющую Музеем-мастерской Анны Голубкиной на Садовом кольце, Пушкинский музей и Музей Льва Толстого, где также хранятся работы героев выставки.
Впервые свои экспонаты предоставили две национальные сокровищницы Франции - Музей Родена и Музей Орсэ. Помощь оказал и давний партнер Третьяковки - Фонд Пьера Джанадда из Швейцарии. Выставка стала первым этапом сотрудничества Третьяковки с Музеем Орсэ, где вскоре покажут русскую живопись, сообщили РИА "Новости" в ГТГ.
Соседство трех скульпторов объясняется не только одной эпохой, когда они творили, но и той ролью, какую Роден сыграл в судьбе обеих своих учениц, и прежде всего - художницы из России, в 1890-е годы приезжавшей в Париж овладевать ремеслом скульптора.
Анна Голубкина (1864-1927) входит в число знаменитых российских художников. Рядом с хрестоматийными произведениями Голубкиной - "Огонь", "Старость", ваза "Туман", "Марья", "Нина", портреты Саввы Морозова, Алексея Ремизова и Андрея Белого, "Березка" - на выставке представлены не столь известный портрет секретаря Льва Толстого - писателя В.Черткова, и новое приобретение ГТГ - "Портрет А.О.Гунста".
На выставке и в сопровождающем ее каталоге освещен важный этап профессионального становления Голубкиной, связанный с Парижем. В 1897 году художница решила, что ее учителем должен стать Огюст Роден, вскоре она познакомилась с ним и начала посещать его мастерскую в Париже.
Сначала Роден давал ей советы и домашние задания, которые Голубкина затем привозила на просмотр мэтру. Но спустя недолгое время Голубкина решилась, вопреки рекомендациям Родена, самостоятельно делать "большую фигуру". Моделью ей послужила бывшая натурщица Родена, старая итальянка, а созданная работа - "Старость" - вместе с двумя другими была принята на Весенний салон 1899 года и удостоилась бронзовой медали Академии литературы и искусства Прованса.
Если творческая манера и главные шедевры Родена (1840-1917) россиянам известны, то его ученицу Камиллу Клодель (1864-1943) мало знают даже на Западе. Правда, широко известен бюст Родена ее работы - с этим портретом великий скульптор никогда впоследствии не расставался.
По иронии судьбы, Клодель вошла в историю не столько благодаря своим великолепным работам, которые высоко ценил автор "Бальзака" и "Граждан Кале", сколько в силу романтических отношений с Роденом, продлившимся недолго, но наложившим отпечаток на всю ее дальнейшую судьбу. По словам самого Родена, обладающая "талантом размером с Марсово поле", она так и осталась в тени своего учителя, признававшего, что "она еще не оценена по достоинству".
На выставке демонстрируется пять произведений Камиллы Клодель, включая бюст Родена и ее программную работу "Зрелый возраст". Работ Родена будет показано больше: 15 скульптур и 9 рисунков. Среди них - хорошо знакомые россиянам композиции из цикла "Врата ада" ("Адам и Ева" и "Поцелуй"), а также хранящиеся в Париже эскизы статуи "Бальзак", которую автор считал апофеозом своего творчества.