Шедевр кисти фламандского художника Якоба Йорданса "Сатир в гостях у крестьянина", созданный около 1622 года, вернулся в постоянную экспозицию Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина. Ценители искусства смогут увидеть живописное полотно в зале фламандской живописи XVII века, сообщает ИТАР-ТАСС.
"Картина "Сатир в гостях у крестьянина" - одно из центральных произведений в картинной галерее Пушкинского музея, - сказала сегодня на пресс-конференции директор музея Ирина Антонова. - В основе полотна - замысловатый и ироничный сюжет басни Эзопа "Человек и сатир". Интересно, как Йорданс сочетал изображения человека во всех его видимых характеристиках и при этом сохранял масштаб фигур - как физический, так и личностный. Благодаря реставрации, проводившейся в течение года, удалось восстановить соответствующий первоначальному авторскому замыслу художественный облик полотна. Можно сказать, что публика увидит картину такой, какой она вышла из-под кисти мастера почти 400 лет назад". Ирина Антонова напомнила, что в коллекцию музея картина попала в 1930-е годы. До этого полотно хранилось в Государственном Эрмитаже, для которого была приобретена по распоряжению императрицы Екатерины Великой во второй половине XVIII века.
"Авторский холст "Сатира" сшит из пяти кусков - Йорданс занимался "надставлением" картин, что увеличивало в размерах площадь полотна, - пояснил агентству заведующий Отделом искусства Старых мастеров Вадим Садков. - При этом "надставки" от основной части полотна хронологически отделяет несколько лет - это своеобразный "автограф" живописца, который обычно не подписывал свои работы".
В ходе реставрации картина была снята со старого подрамника, в места утрат авторского грунта был подведен реставрационный грунт для предотвращения растрескивания и осыпания красочного слоя в наиболее уязвимых местах полотна, где холсты сшиты друг с другом. Специалистами были удалены поверхностные загрязнения, картина покрыта свежим мастичным лаком, восстановлены мелкие участки с утратами красочного слоя.
По словам Вадима Садкова, в процессе исследования картины выяснилось, что мастер несколько раз перерабатывал композицию: вносил изменение в положение фигур, жесты и ракурсы основных персонажей - крестьянина, его жены и ребенка, а также сатира. "Йорданс много раз обращался к этой басне Эзопа в своем творчестве, - продолжил Садков. - Наиболее известные вариации хранятся в Старой Пинакотеке Мюнхена и Картинной галерее Старых мастеров в Касселе. Картина, находящаяся в Пушкинском музее наиболее "караваджистская" - мастер использовал прием максимального приближения фигур персонажей к первому плану картины, используя контрасты света и тени, стремился обыграть мощную пластику человеческих фигур и лиц и передать индивидуальную неповторимость своих героев".