Государственный холдинг "Всероссийская государственная телерадиокомпания" (ВГТРК) сменил руководство на телеканале "Культура". Вместо Татьяны Пауховой, которая теперь будет делать международную версию "Культуры" в должности замгендиректора ВГТРК, главным редактором "Культуры" стал известный продюсер Сергей Шумаков, сообщают "Вести".
Фактически, Шумаков и Паухова поменялись должностями - бывший главред "Культуры" сменила его на посту заместителя гендиректора ВГТРК.
- Эксперты надеются, что новый главред поднимет рейтинг канала
- На канале ждут, что новый руководитель изменит ситуацию "болота"
- Сергей Шумаков, справка
- Татьяна Паухова, справка
"Никаких революционных перемен на канале не будет, поскольку под руководством Татьяны Пауховой канал "Культура" занял свою абсолютно уникальную нишу на российском телевидении. Этот канал - национальное достояние", - заявил руководитель ВГТРК Олег Добродеев.
"Наша цель - делать полноценное культурное, современное и сбалансированное телевидение - удержать зрителя в этом поле острейшей конкурентной борьбы, не отказавшись ни от какого бы то ни было из достижений", - сообщил Шумаков.
Сергей Шумаков известен как продюсер фильмов и сериалов "Идиот", "Тарас Бульба", "Остров", "Мы из будущего", "Ликвидация", "Бумажный солдат", "Ветка сирени", "Русская игра", "Ванечка", "В круге первом", а также многих документальных проектов.
В пресс-службе ВГТРК подчеркнули, что в вопросе рекламы, которой на "Культуре" нет, позиция канала не изменится, несмотря на смену главного редактора.
Эксперты надеются, что новый главред поднимет рейтинг канала
Эксперты видят причину смены главного редактора в низких рейтингах "Культуры", связанных с отсутствием проблемных и актуальных тем в ее передачах. По данным TNS Gallup, среднесуточная доля канала по России колеблется вокруг отметки в 2%, пишет Газета GZT.ru.
"Это диаграмма вялотекущего летального исхода", – пошутил в разговоре с изданием один из известных медиаменеджеров. Источник отметил, что на "Культуре" "давно не было никаких эфирных событий", что этот канал – "музейный, академичный, уважительный, никого никогда не может потревожить". "Канал же не может жить текущим поддержанием эфира, он должен заставлять спорить. Важнейший критерий телевидения – когда оно выходит за границы самого телевидения. Когда об этом спорят в транспорте, на работе", – пояснил он.
Сам Сергей Шумаков не захотел уточнить, что он подразумевает под "современным и сбалансированным" телевидением, переадресовав все вопросы к пресс-службе. Главный редактор журнала "Искусство кино", Даниил Дондурей, который входит в попечительский совет "Культуры", считает, что каналу "нужно больше актуальных тем и самое главное – нужно перестать испытывать внутренние страхи". "Более авангардное искусство, раскрепощенные ток-шоу, постоянные обновления, форматы, которые были бы притягательны для людей моложе 55 лет", – вот что ему хотелось бы видеть на "Культуре".
"Телевизионное и более широкое культурное сообщества как-то давно ожидали этой смены, хотя вклад Татьяны Олеговны в развитие и сохранение интеллектуальных потенциалов страны огромен, – отметил Дондурей. – То, что они сделали со Швыдким, когда организовали в ельцинскую еще эру канал "Культура", во многом сохранило те духовные потенциалы, которые быстро растратились другими, исключительно коммерческими российскими каналами".
Главред "Искусства кино" рассказал, что кандидатура Сергея Шумакова на место главного редактора "Культуры" обсуждалась в телевизионном сообществе уже давно, хотя назывались и другие имена.
На канале ждут, что новый руководитель изменит ситуацию "болота"
Для рядовых сотрудников канала "Культура" смена главного редактора стала неожиданностью. Хотя они признаются, что разговоры об этом периодически циркулировали. "В любой крупной организации всегда эти разговоры присутствуют в той или иной степени, но никто им особенно не уделяет серьезного внимания. Действительно каких-то видимых предпосылок для этого не было", – рассказал газете Андрей Райкин, занимающийся на "Культуре" новыми проектами для информационного вещания.
"Эти слухи ходят, сколько существует канал, но сейчас как раз все успокоилось, так что для меня это огромный сюрприз", – сказала сотрудница новостной редакции "Культуры", попросившая не называть ее имени. Она переменам рада, так как обстановку на канале характеризует как "болото" и "полная бюрократия".
"Я узнала, как выглядит Татьяна Паухова, через полтора года после прихода на канал, а половина людей просто не знает, как она выглядит. Когда она проходит мимо, она не здоровается, существует как будто вне процесса. Есть жесткая вертикаль власти – она что-то говорит своему заму, он – своему заму и только так это доходит до нас. И все отношения снизу выстраиваются так же – мы не можем прийти с проблемой к высокому начальству, нам нужно сказать своему начальнику, он скажет своему начальнику, потом надо написать какое-нибудь письмо, записаться на прием к Пауховой и так далее", – рассказывает она.
По ее словам, на канале все понимают, что "Культуру" "смотрит советская интеллигенция" и актуальных тем они почти не затрагивают. "Система выстроена таким образом, что тяжело, неинтересно, неживое пространство", – резюмирует сотрудница.
Сергей Шумаков родился в 1951 году в Курске, окончил киноведческий факультет ВГИКа, имеет степень кандидата искусствоведческих наук. В 1990 году назначен главным редактором киноредакции "Останкино". В 1991 году стал автором и режиссером программы "Вестники" ("Авторское телевидение"). С 1995 года – продюсер художественных, развлекательных и просветительских программ на телеканале ОРТ. В 2001–2003 годах был заместителем гендиректора и главным продюсером НТВ. С 2003 года – заместитель генерального директора телеканала "Россия".
Татьяна Олеговна Паухова родилась в городе Кисловодске Ставропольского края 28 мая 1948 года.
Кадровый работник телевидения с 1968 года. После окончания курсов творческих работников телевидения Паухова была принята в Главную редакцию литературно-драматических программ Центрального телевидения. В 1972 году закончила факультет журналистики Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Первые самостоятельные телевизионные работы Пауховой относятся к концу 60-х годов, На открывшемся IV канале, где были собраны молодые творческие силы, создавалось новое направление художественного вещания, и Т.О.Паухова в качестве телевизионного режиссера подготовила цикл программ "Звезды немого кино". Передачи о Вере Холодной, Н. Хохловой, Л. Кулешове, В. Пудовкине, А. Мозжухине, С.Эйзенштейне, Асте Нильсен, Грете Гарбо, Нате Вачнадзе и др. были высоко оценены критикой. Столь же успешными оказались и новый цикл - "Комики мирового кино" (М. Сеннет, Ч. Чаплин, Б. Киттон, М. Пикфорд и Д. Фербенкс, И. Ильинский, М. Кторов и др.) и фильмы-портреты А. Тарасовой, П. Массальского, М. Прудкина, В. Топоркова, Ю. Завадского; большие постановочные программы — оригинальные спектакли, созданные совместно с выдающимися режиссерами - мастерами русской сцены, чьи имена стали гордостью национального искусства. "Античный театр", "Филдинг", "В. Гюго", "Корнель", "Расин", "Ф. Шиллер", "Мольер", "Театр Островского" — вот далеко не полный перечень постановочных программ тех лет режиссера Пауховой.
В первый день вещания Останкинского телецентра в прямом эфире шла программа Пауховой "Театральная Москва".
В 70-е годы Паухова продолжала работать над художественными телепрограммами разных направлений и жанров. Ее тематические передачи и телеспектакли выходили в записи или, чаще всего, в прямом эфире в еженедельном режиме. Многие из них, снятые на основе лучших постановок московских, ленинградских и других театров страны, стали золотым фондом телевидения: "Дальше — тишина" (Театр "Моссовета", с Ф. Раневской и Р. Пляттом); "Конармия" (театр Вахтангова, с участием М. Ульянова, Н. Гриценко, Ю. Яковлева); "Ревизор" (Малый театр, с участием И. Ильинского); "Так и будет" (Малый театр, с участием М. Жарова); фильмы-портреты: Е. Евстигнеев, О. Ефремов, А. Попов, Б. Бабочкин и другие.
В 1978 году в литературно-драматической редакции стала выходить новая цикловая программа "Вокруг смеха", создателем которой, ее постоянным редактором и одним из авторов сценария стала Паухова. Эта программа в течение 13 лет называлась лучшей художественно-сатирической передачей страны. Такой титул ей был присвоен на нескольких Всесоюзных и Международных телевизионных конкурсах. Программа открыла не только много ныне известных имен (М. Задорнов, Л. Ярмольник, С. Альтов, В. Полунин, М. Мишин и др.), но и была одной из самых острых и прогрессивных передач своего времени.
В середине 80-х годов Паухова - один из руководителей отдела художественных и развлекательных программ, но она продолжает в качестве автора делать "Вокруг смеха", выпускает новую программу "После спектакля" и ряд других программ и спектаклей. В 1991 году Т.О.Паухова переходит во вновь созданную Всероссийскую Государственную телерадиокомпанию в качестве руководителя художественного отдела ТПО "Артель", затем шеф-редактора экспериментальной мастерской "Артель", продюсера. Программа "Вокруг смеха" открывает эфир новой телекомпании. В это время в отделе под руководством Пауховой создаются новые циклы программ, такие как: "Апокриф", "Комики мирового кино", "Театральные капустники", "В поисках жанра", оригинальные спектакли и различные театральные версии.
Программа "В поисках жанра" (о выдающихся деятелях литературы и искусства) стала новой авторской программой Пауховой. Такие передачи этого цикла, как "Леонид Филатов", "Тот самый Горин", 3 серии о М. Жванецком, "Н. Макарова — Р. Виктюк", "Карцев – Ильченко", были высоко оценены прессой и названы наиболее интересными художественными программами российского телевидения.
В качестве автора и ведущей Паухова выпустила в 1994 году и свою новую программу - "Богема" - о выдающихся актерах, режиссерах, писателях и художниках отечественного и мирового искусства, творческой элите общества. Авторская работа Пауховой в этом цикле неоднократно высоко отмечалась прессой. Передачи этого цикла об Анни Жирардо, Л. Полищук, А. Абдулове, американском режиссере 3. Рыбчински, польских артистах Д. Ольбрыхском и Б. Тышкевич, режиссере А. Вайде, американском режиссере и педагоге Ли Страсберге, звездах американского кино и др. вызывали неизменный интерес зрителей и критики. Программа об известном американском режиссере 3. Рыбчински была удостоена телевизионной премии "Золотой Пегас".
В мае 1996 г. Паухова Указом президента РФ награждена орденом "Дружбы".
С ноября 1997 года Паухова - первый заместитель главного редактора телеканала "Культура" по творческим вопросам.
В июле 1998 года Указом президента РФ Татьяна Олеговна Паухова назначена Главным редактором Общероссийского государственного телевизионного канала "Культура".
Роль Пауховой в создании телеканала огромна. Богатейший творческий опыт, уникальный талант редактора помогли ей в кратчайшие сроки сформировать программы нового канала. Под ее руководством были выполнены оригинальные спецпроекты.
Паухова — один из авторов творческой концепции, структуры вещания канала, создатель новых художественных проектов.
В мае 1998 года телеканал "Культура" удостоен профессиональной премии "ТЭФИ" как лучший телевизионный проект 1997 года.
Паухова — лауреат Государственной Премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года "за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание Общероссийского государственного телевизионного канала "Культура"; лауреат Общественной Премии Профессионального признания "Лучшие перья России" 1999 года; член Академии российского телевидения.
Учитывая многолетний творческий вклад в развитие и становление художественного направления отечественного телевидения, Указом Президента России Татьяне Олеговне Пауховой присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации".
17 января 2006 года приказом Генерального директора ВГТРК О. Б. Добродеева Татьяна Олеговна Паухова назначена на должность директора филиала ВГТРК – Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Культура", сохранив пост главного редактора телеканала "Культура".
27 марта 2006 года Экспертный Совет Национального исследовательского центра телевидения и радио на своем заседании определил имена лауреатов ежегодной телевизионной премии "ТЕЛЕГРАНД-2005". Лауреатом премии стала Татьяна Паухова – "за большой вклад в развитие некоммерческого вещания и отражение достижений отечественной культуры на телевидении".
По результатам ежемесячного рейтинга за 2006 г. НИЦ телерадио Татьяна Паухова, директор филиала ВГТРК – Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Культура", главный редактор телеканала "Культура", названа наиболее влиятельной дамой–телеменеджером. Итоги были подведены 2 февраля 2007 года на заседании Экспертного Совета НИЦ телерадио. По итогам 2006 года Татьяну Олеговну Паухову отметили главной наградой Союза журналистов России "Золотое перо России".
Татьяна Паухова также удостоена почетного диплома Номинационного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" за информационное освещение премии.
25 декабря 2007 года Татьяна Паухова награждена наградой республики Саха юбилейным знаком "375 лет вхождения Якутии в состав Российского государства".
7 февраля 2008 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о награждении Государственными наградами "За большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность". Татьяна Паухова награждена Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
28 октября 2008 года Татьяна Паухова была удостоена Высшей театральной награды Петербурга – премии "Золотой софит" – за поддержку театрального искусства Петербурга и Ленинградской области.
16 октября 2009 года Татьяна Олеговна Паухова награждена почетным знаком "За реальный вклад в "Диалог культур"", учрежденным Евразийским форумом молодых журналистов.
Татьяна Паухова между тем продолжает свою работу в ВГТРК. Теперь она будет главным редактором международного канала "Культура". До сих пор передачи "Культуры" транслировались за рубеж лишь частично – через общий международный канал ВГТРК "РТР-Планета". Теперь же, как уточнили в пресс-службе ВГТРК, у канала появится собственное международное вещание. О том, насколько контент "Культуры" для других стран будет отличаться от оригинального канала, пока говорить рано, как и о дате запуска, отметили в компании.
Разговоры о таком канале уже некоторое время циркулируют в прессе и телесообществе. Два года назад, отвечая в интервью на вопрос о международной версии "Культуры", Татьяна Паухова говорила, что она и руководство ВГТРК думают на эту тему. Однако, судя по тому, что сотрудники канала и сейчас говорят, что только "слышали" об этом проекте, он еще находится в зачатке.