Известный российский документалист, президент фестиваля "АртДокФест" Виталий Манский снял фильм "В лучах солнца" о жизни восьмилетней школьницы Зин Ми в Пхеньяне. Картина снималась в течение 45 дней по сценарию, написанному северокорейскими товарищами. Как утверждает режиссер, россиянам пришлось столкнуться с фальшивой действительностью и приложить усилия и изобретательность, чтобы запечатлеть фрагменты реальной жизни.
В ноябре картина "В лучах солнца" получила приз за лучшую режиссуру на международном кинофестивале "Темные ночи" в Таллине. Министерство культуры РФ, первоначально поддерживавшее проект, попросило убрать себя из титров после протеста представителей КНДР и требования Пхеньяна запретить показ фильма в дальнейшем. О том, как проходили съемки, Манский рассказал в эксклюзивном интервью журналу The New Times.
По словам Манского, работа над фильмом "В лучах солнца" началась в феврале 2015 года, сценарий же был написан за два года до этого. По договоренности с северокорейской стороной команда должна была снимать жизнь маленькой школьницы в Пхеньяне в течение 75 дней в ходе трех командировок. Однако после 45 дней работы в третий раз съемочную группу в страну не пустили.
Манский поведал, что выбрал восьмилетнюю Зин Ми, так как ее отец, по словам девочки, работает журналистом, а мать - в заводской столовой: режиссеру показалась интересной такая фактура. Как рассказала девочка, она живет около вокзала в однокомнатной квартире с мамой, папой, дедушками и бабушками.
Однако во время съемок выяснилось, что "папа чудесным образом превратился в инженера на образцово-показательной швейной фабрике, мама - в сотрудницу образцово-показательной фабрики по изготовлению соевого молока". Из однокомнатной квартиры семью (на время съемок) переселили в шикарный дом в центре Пхеньяна - причем было видно, что в нем никто никогда не жил.
Как утверждает Манский, вся представленная представителями КНДР парадная действительность оказалась фальшивой - вместо магазинов они увидели выставочные залы с товарами, которые нельзя купить; рядом стоял дом без дверей, в котором по вечерам зажигался свет, создавая иллюзию, что там живут люди; стол в семье девочки был заставлен специально привезенными продуктами, которые хозяева не решались есть. "Там все - фейк", - заявил режиссер, недоумевая, зачем устраивается такая инсценировка, - ведь редкие иностранцы не могут свободно передвигаться по стране и находятся под постоянным контролем.
По словам Манского, во время работы в Пхеньяне члены съемочной группы несколько раз пытались вырваться из-под опеки сопровождающих и тайком снять реальную жизнь, но их всякий раз очень быстро отлавливали в городе. Тем не менее какие-то фрагменты удалось запечатлеть. "Все, что в фильме снято неофициально, - люди, толкающие автобус, дети у мусорных баков, очередь за отовариванием талонов - все это снято в щелочку из-за занавески", - поведал режиссер.
По словам Манского, отснятый материал нужно было каждый день сдавать проверяющим, и оператору приходилось в туалете, предварительно пожаловавшись на проблемы с желудком, тайком копировать записи на карту памяти, которую в итоге удалось вывезти из Северной Кореи.
На вопрос, будет ли показан фильм в России, Виталий Манский сказал: "Его стоило бы, на мой взгляд, показать в то время, когда идет программа Дмитрия Киселева. Но телевидение ко мне не обращалось. Что касается кинопроката, то надо будет получить прокатное удостоверение - весной мы этим, я надеюсь, займемся".
Отметим, что на фальшивую парадную действительность в КНДР, которую представляют власти Северной Кореи, неоднократно обращали внимание представители СМИ. Ранее туристы, ппосещавшие в Северную Корею, неоднократно отмечали, что им запрещают фотографировать бедно одетых людей, военных и многие другие объекты. Сообщалось, что к иностранцам приставляют гида, который рассказывает о прекрасной жизни людей в КНДР, игнорируя сомнительные вопросы. Гид также следит, чтобы гость не ходил в неположенные места. Фотограф из Франции Эрик Лаффорж вывез из КНДР "запрещенные к показу" изображения истощенных детей и людей в лохмотьях, что стало доказательством правдивости некоторых рассказов о крайней бедности корейцев.
В докладах международных организаций говорится, что стране грозит голод и дети в КНДР недоедают. По данным наблюдателей, норма пищи на одного корейца в день составляет 410 граммов. Туристы, побывавшие КНДР, рассказывали, что видели людей, которые собирают в парках траву. Все эти сообщения власти КНДР категорически отметают, объясняя их происками западной пропаганды и оговором.