Открытию Московского кинофестиваля, впрочем, как и любой киноярмарки мира, предшествовала чреда интриг и разнотолков, как приятных, так и не очень. Сегодня в прямой эфир программы "Сегодня" телекомпании НТВ был приглашен Никита Михалков, президент XXIII Международного московского кинофестиваля.
Артем Хреков, ведущий: Как известно, в этом году сроки проведения кинофорума были передвинуты с июля на июнь, и ходят слухи о том, что это сделано специально, чтобы "наступить на пятки" фестивалю в Карловых Варах и отбить лучшие ленты. Это правда?
Никита Михалков: Ну, было бы бестактным мне вот так впрямую утверждать, что это именно так. Но, во всяком случае, рынок есть рынок. Ведь раньше фестиваль московский проходил через год: год √ Москва, год √ Карловы Вары. А так как Карловы Вары перешли на ежегодные фестивали и мы тоже, то здесь возникла здоровая конкуренция, и нам, конечно, есть смысл перенести фестиваль чуть раньше для того, чтобы оказаться между "Кинотавром" и Карловыми Варами и не упустить тех картин, которые могли бы от нас уйти.
А.Хреков: Возможно, Вы сможете прояснить один слух. Это история с фильмом Александра Митты "Граница". Насколько известно, его забраковала отборочная комиссия. Правда ли, что из-за этого Россия в конкурсной программе не представлена?
Н.Михалков: Нет, совсем не так. Вообще, забраковать √ это, я думаю, неверный термин вообще для искусства. Тем более, когда отборочная комиссия смотрит картины наших режиссеров. Просто дело в том, что нам нужно √ и продюсерам, и режиссерам - быть более дальновидными. Потому что хочется в Канны, хочется в Берлин, хочется еще куда-то. А картины, которые были уже на других фестивалях или были в прокате √ они, по статусу фестиваля класса "А", коим является Московский, не имеют права быть показаны на фестивале с таким же статусом. Но я бы не делал из этого трагедии. Картина Митты, ее телевизионная версия довольно популярна. Я думаю, что лучше один фестиваль провести без фильма и подумать о том, чем мы представимся на будущий год, чем выставлять картину, которая не сможет конкурировать, а еще хуже √ пытаться придумать специальный приз для того, чтобы не остаться в последних рядах.
А.Хреков: Не падает ли престиж нашей страны оттого, что на Московском международном кинофестивале не представлена работа, собственно, из России?
Н.Михалков: Нет. Я не думаю. Правильно говорил ваш корреспондент, что Россия представлена именами и Бодрова, и Машкова, и Бодрова-младшего. Так что я думаю, что здесь проблем особых нет. Это наше, это наши граждане, это наши художники, наши герои, во-первых. А, во-вторых, ну, давайте, наконец, забудем то прошлое, когда если фестиваль в Москве, то обязательно советская картина должна получить приз, иначе те, кто выдвигал картину или был в жюри от Советского Союза, "получали по шапке". Ну, сегодня такая ситуация. Стране трудно, кино трудно. Значит нужно думать в перспективу, вперед. Ну, сегодня обойдемся без этого. Я не делал бы из этой проблемы такую трагедию. Мы должны реально смотреть проблемам в глаза и решать эти проблемы. Знаете, как медведь, когда он чего-то боится, он бежит, бежит, бежит, потом голову сунет под корягу (сам он весь наружу, но ничего не видит), и думает, что если он ничего не видит, то и его не видно. Давайте перестанем быть этими медведями.
А.Хреков: Вы упомянули про категорию "А", в которую входит наш фестиваль. Что нужно сделать для того, чтобы он поднялся до уровня своих собратьев в Каннах и в Венеции не формально, а реально?
Н.Михалков: Рынок. Фестиваль √ это рынок. Как только заработает прокат, как только у нас будет столько же кинотеатров, хорошо оборудованных, как в прежние времена - то есть 3 тысячи - потянутся сюда. Потому что это 130 миллионов потенциальных зрителей. Все! Если это возникнет, фестиваль станет самодостаточным абсолютно.