На Каннском кинофестивале 21 мая прошла премьера документального фильма Сергея Лозницы "Майдан". Осенью 2013 года режиссер начал работу над игровой картиной "Бабий Яр", но началась революция, и Лозница стал снимать события на киевском Майдане.
"Впервые за свою довольно долгую карьеру режиссера-документалиста я стал следить за событиями реальной жизни, которые разворачивались предо мной. Моя цель - перенести зрителя на Майдан и показать ему 90 дней революции", - сказал режиссер в интервью радио "Свобода" перед показом в Каннах.
Лозница сравнивает свой фильм со "Стачкой" Сергея Эйзенштейна: "Это картина, в которой тоже нет героя, там много второстепенных героев, которых Эйзенштейн бросает по ходу, а история рассказывается не благодаря тому, что мы следуем за судьбой какого-либо персонажа".
"Когда я ставил камеру, я специально смотрел, чтобы кадр никто не перетягивал на себя, чтобы это был эпизод, который включает в себя многоплановую композицию, где каждый элемент равноценен. В этом смысле это, наверное, эпическая картина. Только так можно рассказать о хоре, дав ему возможность рассказывать о себе", - пояснил режиссер.
Первая сцена фильма - огромная толпа исполняет национальный гимн. И эта сцена потом еще повторяется в фильме. "Там уже есть концентрация мысли, и это очень мощный кадр. Он воздействует на зрителя, вы получаете сильное впечатление. И я просил оператора намеренно брать только людей в кадр, море людей", - рассказывает об этом кадре Лозница.
Он признается, что его не интересовала другая сторона Майдана - "Беркут", Янукович и его сторонники: "Меня интересовал народ".
На вопрос, какая сцена фильма - самая важная для него, у Лозницы есть ответ: "Очень важный, ключевой эпизод - когда после того, как там произошла стрельба, когда освободили Майдан от войск, вы видите огромное количество людей, которые пришли на Крещатик и освобождают площадь от мусора и грязи, убирают и строят баррикады, несут шины, раздают воду. И это настолько впечатляет, и такие лица у этих людей! Ведь они пережили что-то страшное, это видно по лицам. И какая самоорганизация, ведь там никто никем не управляет. Ну, естественно, эпизод прощания с погибшими. Я намеренно не снимал сцену, я снимал только людей".
Напомним, накануне стало известно, что Лозница откроет пресс-конференцию, посвященную своему фильму, заявлением по поводу кампании за немедленное освобождение украинского режиссера Олега Сенцова.
Также Лозница отказался от любых контактов с представителями российских СМИ. "У Сергея и его команды принципиальная позиция по этому поводу, они не дают интервью никому из России. Российские журналисты могут прийти на совместную пресс-конференцию, на этом все", - цитирует NEWSru.ua менеджера украинского павильона Александру Миколышину.
В этом году украинским событиям на Каннском кинофестивале уделяют большое внимание. Украинские кинематографисты представляют в разных программах фестиваля сразу восемь своих фильмов.
19 мая в Каннах показали пять документальных лент о Майдане: "Небесная сотня", "Кино гражданских протестов", "Черная книга Майдана", "Киев. Война на Институтской" и "Женщины Майдана". Европейцы, в основном французы, во время просмотров не скрывали слез и в знак солидарности с Украиной рисовали на лицах сине-желтые флаги, фотографировались с покрышками, крепили евромайдановские ленты, говорится в сюжете украинского телеканала ТСН.
Лозница не хочет принимать участия в российском "лживом информационном потоке"
Лозница подтвердил радиостанции, что он действительно принципиально отказался давать интервью о фильме "Майдан" российским СМИ в Каннах: "Этот информационный поток - все, что говорят об Украине, настолько лживый, что я просто не хочу в нем принимать участие. Мне неприятно даже представить, что мои слова будут в этом потоке присутствовать. Я не хочу этого. Сейчас идет информационная война, средства информации используют как оружие, и достаточно успешно".
На вопрос, увидят ли его фильм в России, Лозница отметил, что вначале будет прокат, а потом он выложит картину в интернет, поскольку считает ее образовательной.
Ситуация с Сенцовым опасна для него и для "всех граждан Украины, находящихся на оккупированной территории"
Отвечая на вопрос "Украинской правды" о ситуации, в которую попал режиссер Олег Сенцов, арестованный ФСБ и обвиненный в терроризме, Лозница не согласился с формулировкой, "опасна ли такая ситуация для культурного сообщества".
"При чем здесь культурное сообщество? Прежде всего эта ситуация опасна для него! Эта ситуация опасна также для тех граждан Украины, которые находятся на оккупированной территории и которые, не дай Бог, могут подвергнуться подобным преследованиям", - сказал режиссер.
"Эта ситуация опасна еще и тем, что у украинского государства, украинских чиновников, в чьи обязанности входит защита граждан своей страны, может не оказаться умения, средств и сил для защиты своих людей. Мы со своей стороны можем и должны говорить о таких вопиющих событиях, должны обращаться к людям, к профессиональным сообществам и так далее, - но государство, со своей стороны, также обязано защищать своих граждан", - отметил Лозница.
"Я по этому поводу вспоминаю историю, которую Иосиф Бродский рассказал Соломону Волкову. В столыпинском вагоне, в котором он ехал в ссылку, в жуткой тесноте, в невыносимых условиях с ним сидел старый крестьянин с натруженными руками, с длинной бородой, в летах, которому дали огромный срок за то, что он украл мешок зерна в колхозе.
Бродский сказал: "Я понял, что он никогда уже не выйдет на свободу. И ни одна живая душа - ни у нас в стране, ни за границей - никто о нем не похлопочет". И после этого он сказал замечательную фразу Андрею Сергееву: "Андрей Яковлевич, если меня еще раз посадят, я вас очень прошу: не хлопочите обо мне", - рассказал режиссер.