Ветерану Голливуда актрисе Джоан Фонтейн исполнилось 85 лет, сообщает РИА "Новости". В Америке Фонтейн называют одной из "наиболее прочных икон", имея в виду продолжительность кинокарьеры, устоявшуюся репутацию и долгожительство кинолент с ее участием. Все три фактора являются очевидным свидетельством принадлежности актрисы к золотому фонду и к золотому веку самой крупной и известной в мире фабрики грез.
За многолетнюю карьеру кинозвезды Джоан Фонтейн снялась в нескольких десятках фильмов, в которых ее партнерами были актеры, уже давно ставшие легендами Голливуда, - Даглас Фэйербэнкс, Фрэд Астер, Кэри Грант, Лоренс Оливье, Орсон Уэллс, Кэтрин Хэпберн, Чарлз Бойэ, Боб Хоуп, Тайрон Пауэр. Среди ее продюсеров - Дэйвид Селзник, среди режиссеров - Альфред Хичкок.
В категорию оскаровских номинантов и обладателей Оскара Джоан Фонтейн вошла, сыграв главные роли в хичкоковских фильмах "Ребекка" и "Подозрение" в 1940-х годах. Ей было тогда всего 23 года.
Джоан де Бювуар де Хэвилленд, которой предстояло стать звездой Голливуда Джоан Фонтейн, родилась 22 октября 1917 года в Токио, в районе, где проживали иностранцы и где ее отец-англичанин работал адвокатом. За 15 месяцев до Джоан в семье Уолтера Огастаса де Хэвилленд и его жены Лиллиан Огаста Руз появился первый ребенок - Оливия.
Брак оказался неудачным, в 1919 родители девочек разошлись и мать, озабоченная их здоровьем, переехала с детьми в Калифорнию. Джоан еще раз вернулась в Токио для того, чтобы окончить там американскую школу, после чего в 1934, оказавшись вновь в Калифорнии, где надеялась, в соответствии с желанием матери и своим собственным, сделать артистическую карьеру, она обнаружила сестру уже работающей в Голливуде и приняла решение взять отличную от нее фамилию - Фонтейн, по фамилии отчима.
Период 1935-1940 оказался в карьере Фонтейн подготовительным: фильмы, в которых она снялась в эти годы на студии MGM, относились к категории "В", то есть фильмам "второго сорта".
Настоящая карьера актрисы началась в 1940 году фильмами "Ребекка", затем "Подозрение", которые принесли ей две номинации и одного Оскара, хотя с тех пор специалисты рассматривают Фонтейн как обладательницу двух наиболее престижных премий ввиду несомненного превосходства игры актрисы над всеми другими номинантами на лучшую женскую роль 1941 года.
Вторую номинацию на Оскара Фонтейн получила за "Нимфа", а с ней пришло и долгожданное признание ее звездой большей величины, чем ее сестра Оливия де Хэвилленд. Если верить слухам о соперничестве сестер, то для Джоан победа над Оливией была поважнее Оскара. Хорошо известны слова Фонтейн: "Я первой вышла замуж, первой получила Оскара, и если я умру также первой, это, несомненно, вызовет ярость Оливии, поскольку я побью ее и здесь!" В настоящее время обе сестры живы, соперничество продолжается.
Последней значительной ролью Фонтейн стала школьная учительница, оказавшаяся лицом к лицу с колдовством в собственном окружении (в кинофильме 1966 года "Прислужник дьявола"). После этого актриса лишь изредка появлялась в телефильмах, предпочитая киносъемкам чтение лекций, путешествия и собственное литературное творчество.
В 1978-м Фонтейн закончила и опубликовала свою автобиографию, которую назвала "Не ложе из роз". Жизненные суждения актрисы, известной своей прямотой и четкостью формулировок, порою становятся афоризмами. Так, исходя из опыта четырех замужеств, Фонтейн называет брак "институтом столь же мертвым, как птица додо". Таков вывод женщины, которая в начале первого замужества была уверена, что ее семья станет исключением.
В мае 1948 года во втором браке с Уильямом Дозье Джоан Фонтейн родила дочь Дебору Лесли. В 1952-м она удочерила перуанскую девочку, которая, однако, вскоре сбежала из семьи Фонтейн.
Кроме всего прочего, Джоан Фонтейн является лицензированным пилотом, чемпионкой по воздухоплаванию, прекрасной наездницей, спортивным рыболова, завоевавшим призы за ловлю тунца, игроком в гольф, профессиональным поваром и профессиональным дизайнером внутреннего интерьера.