Люстрационная комиссия Литвы, которая оценивает деятельность лиц, тайно сотрудничавших со спецслужбами бывшего СССР, не нашла доказательств сотрудничества Народного артиста СССР Донатаса Баниониса с Комитетом государственной безопасности (КГБ)
Global Look Press
Люстрационная комиссия Литвы, которая оценивает деятельность лиц, тайно сотрудничавших со спецслужбами бывшего СССР, не нашла доказательств сотрудничества Народного артиста СССР Донатаса Баниониса с Комитетом государственной безопасности (КГБ)
 
 
 
Люстрационная комиссия Литвы, которая оценивает деятельность лиц, тайно сотрудничавших со спецслужбами бывшего СССР, не нашла доказательств сотрудничества Народного артиста СССР Донатаса Баниониса с Комитетом государственной безопасности (КГБ)
Global Look Press

Люстрационная комиссия Литвы, которая оценивает деятельность лиц, тайно работавших на спецслужбы бывшего СССР, не нашла доказательств сотрудничества народного артиста СССР Донатаса Баниониса с Комитетом государственной безопасности (КГБ).

В понедельник, 21 мая, председатель люстрационной комиссии Литвы Альгимантас Урмонас объявил, что в ходе расследования эксперты не обнаружили "объективной стороны нарушений" и пришли к выводу, что ни Донатас Банионис, ни дирижер Саулюс Сондецкис не сотрудничали в свое время с КГБ, передает DW со ссылкой на агентство BNS.

Столь громкие скандальные обвинения в адрес знаменитого актера прозвучали в январе этого года, когда Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ) заявил, что литовские актер и дирижер были внесены в журнал агентов Комитета госбезопасности СССР, в котором содержались десятки тысяч имен сексотов.

Якобы в 1970 году Банионис был завербован и под псевдонимом Брюнос предоставлял КГБ данные о литовцах, эмигрировавших в США. В 1974 году имя агента Брюноса было удалено из агентурной сети, что, как полагали в Центре исследования геноцида, было связано с избранием Баниониса депутатом Верховного Совета СССР.

Однако историки, изучившие эти документы, заявили, что найденные материалы необходимо оценивать с прочими историческими источниками, поскольку в журнале личных архивных дел КГБ присутствуют неточности. Поэтому председатель люстрационной комиссии Альгимантас Урмонас заявил, что Банионис и Сондецкис "тайно не сотрудничали со структурами КГБ".

"В ходе расследования мы установили, что нет объективной стороны нарушений, то есть нет никакой деятельности и результатов. На этом основании, основываясь и на судебной практике, мы приняли такое решение", - заявил Урмонас, отметив, что ЦИГСЖЛ "нацепил ярлык "подозревают в сотрудничестве".

"Ярлык есть, есть подозрения для стигматизации, это вызвало всякие черные мысли, а наша комиссия постановила, что это нельзя утверждать, нельзя утверждать, что они сотрудничали, таких данных нет. А источники данных, которые есть у ЦИГСЖЛ, разные, например провокации", - сказал Урмонас.

Он подчеркнул, что выводы комиссии могут быть использованы в суде, если родственники Баниониса и Сондецкиса решат обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, сообщает Delfi.

Сын Сондецкиса Саулюс Сондецкис не исключил возможности обращения в суд: "Мой отец и Банионис уже ушли из жизни - люди не могут защитить себя сами, это нарушение Венской конвенции". Сын Баниониса Раймундас также не исключил судебного иска: "Надо подумать, что можно сделать, надо посоветоваться с сыном Сондецкиса, другими близкими. Но эта новость, конечно, не удивила, удивила прежняя информация о сотрудничестве".

Донатанас Банионис скончался в 2014 году в Вильнюсе, ему было 90 лет. Он снялся более чем в 70 кинофильмах и сыграл в театре около 100 ролей. Звание народного артиста СССР Банионису было присвоено в 1974 году. Банионис был награжден Национальной премией в области культуры и искусства Литвы, Большим командорским крестом ордена "За заслуги перед Литвой".

В 1968 году Банионис сыграл в детективном фильме "Мертвый сезон", исполнив роль советского разведчика Константина Ладейникова, прототипом которого был знаменитый разведчик-нелегал периода холодной войны Конон Молодый. Эта роль прославила Баниониса. По слухам, Владимир Путин решил стать разведчиком, посмотрев "Мертвый сезон". Как рассказывал сам Донатанас Банионис в интервью, в 2001 году на встрече с президентом он уточнял у Путина, правда ли это, и тот ему подтвердил.

К концу "советской оккупации" в Литве работали лишь 6000 агентов КГБ из сотни тысяч

В журнале регистрации личных архивных дел КГБ, публикуемом Центром исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, в целом представлено почти 1700 дел. Эти документы публикуются с 2011 года.

К концу 80-х годов прошлого века, к концу так называемого периода советской оккупации в Литве работали лишь около 6000 агентов КГБ. Под давлением приближающихся перемен и начала процесса декоммунизации число людей, готовых сотрудничать с комитетом, сильно сократилось. Перед ликвидацией КГБ в Литве его сотрудники успели уничтожить 100 тысяч архивных дел агентов.

В Литве к нынешнему моменту уже опубликованы многие сотни рапортов и доносов. Сексотами были не только жители советской Литвы, но и некоторые эмигранты литовского происхождения, проживавшие за границей.

Доступ к этим рапортам сегодня свободный - с ними может ознакомиться любой посетитель сайта ЦИГСЖЛ. Эксперты сходятся во мнении, что эти опубликованные рапорты и отчеты ныне представляют только познавательную ценность и сугубо исторический интерес.

Информация в этих отчетах передавалась самая разная - от деятельности литовских эмигрантов, промышленного шпионажа и ситуации в Католической церкви до данных о людях, которых советская власть считала опасными для себя. Например, секретный сотрудник Светлов в 1981 году сообщал о создании в университете в штате Иллинойс в США кафедры литуанистики.

Агент Филолог в своем отчете рассказывал о поездке во Францию в 1986 году, информируя о выступлениях участников группы на симпозиуме по балтистике в Париже и о встречах с находившимися в эмиграции бывшими гражданами Литвы.

Сексот Юрате в 1989 году отправила отчет о пребывании и действиях приглашенной ею же в СССР, к себе домой, гражданки США Кристины - дочери известного эмигранта. "Во время нахождения в СССР везде ее сопровождал сын источника Эдвардас. По ее словам, в семье источника она чувствовала себя непринужденно, уютно", - отмечается в отчете Юрате.

Историки и исследователи архивов КГБ утверждают, что точно определить, сколько людей и как именно пострадали из-за деятельности секретных сотрудников КГБ, практически невозможно.