Легендарный Театр на Таганке, созданный режиссером Юрием Любимовым, отметит в четверг свой 45-летний день рождения премьерой спектакля "Сказки", созданного по мотивам "Русалочки" Андерсена, "Счастливого принца" Уайльда, "Сверчка за очагом" Диккенса, пишет РИА "Новости".
"Как не сыграть таких авторов, как Ганс-Христиан Андерсен, Оскар Уайльд, Чарльз Диккенс! Это великие классики. Да и время для сказок подходящее, - рассказал журналистам главный режиссер и художественный руководитель "Таганки" Юрий Любимов. - Вот мы все пробовали сказку делать былью, но вместо сердца пламенный мотор у нас, а у этих великих авторов темы вечные - жизнь, смерть, любовь".
Стоит отметить, что в спектакле "Сказки" занята почти половина труппы. Артистам предстоит не только, как принято на Таганке, петь, играть на разных музыкальных инструментах и танцевать, но даже исполнять сложнейшие цирковые номера, в том числе прыжки на профессиональном батуте.
- "Таганку" поздравил президент: Здесь никогда не было "проходных" спектаклей
- Любимов: Вся история театра - это вызов халтуре и дилетантизму
Костюмы к "Сказкам" выполнены по эскизам известного художника Рустама Хамдамова. Музыкальное оформление составлено из цитат из музыки Альфреда Шнитке и произведений постоянного соавтора Юрия Любимова - композитора Владимира Мартынова.
В интервью РИА "Новости" Юрий Петрович объяснил, что само существование Театра на Таганке - это вызов дилетантизму. "Мои "Сказки" – тому подтверждение. Здесь все не просто так, здесь разбиться можно. Это дело такое, что требует тренинга, собранности. А не так: прибежали, схалтурили три или четыре Имени и разбежались. Как они говорят, "простригли" стадо. Стадо – это мы с вами, которые ходят на это смотреть. Мы – "стадо" для них, и они нас "стригут", ну, деньги зарабатывают. А мы, лопоухие, смотрим на эту халтуру", - с сожалением говорит классик отечественного театра.
"Вы разве не замечаете, что халтура одолевает? Нет?! Еще господин Станиславский говорил: "50 лет я боролся с халтурой, и халтура меня победила", вот какие грустные слова говорит создатель МХАТа. А мы все веселимся что-то", - вздыхает Любимов.
Начиная с 14 апреля в рамках юбилейных торжеств были показаны семь специально выбранных Любимовым спектаклей, условно очерчивающих творческий путь мастера и его театра. Это, конечно, символ Таганки - "Добрый человек из Сезуана", не сошедший со сцены и сегодня, а также мольеровский "Тартюф", "Мастер и Маргарита" по Булгакову, "Владимир Высоцкий", пушкинский "Евгений Онегин", "До и После", "Горе от ума - горе уму - горе ума" Грибоедова.
"Таганку" поздравил президент: Здесь никогда не было "проходных" спектаклей
Свое восхищение коллективом Театра на Таганке выразил и президент России Дмитрий Медведев. "С момента создания театра вы безошибочно уловили настроение общества, его устремления, сделали тему свободы лейтмотивом своего творчества. В этом и заключалась ваша особая - гражданская миссия", - говорится в поздравительной телеграмме, опубликованной на официальном сайтеглавы государства.
Президент отметил, что все эти годы Театр на Таганке "не изменял ни своему замыслу, ни традициям", никогда не ставил "проходных" спектаклей, а "высокая планка нравственного поиска была по плечу только настоящим энтузиастам и творцам - людям талантливым, деятельным и увлеченным".
Любимов: Вся история театра - это вызов халтуре и дилетантизму
"В 1964 году я подготовил со своим третьим курсом знаменитой "Щуки" (Высшее театральное училище имени Щукина) спектакль по пьесе Бертольда Брехта "Добрый человек из Сезуана", - вспоминает Любимов. - После просмотра и хорошей прессы его засчитали как выпускную дипломную работу. Получилось, что мой курс закончил учебу на год раньше срока. Его выпускники составили костяк труппы Театра на Таганке, и театр начал свою жизнь".
Он вскоре завоевал широкое признание, а затем и мировую славу благодаря блистательным и смелым спектаклям, таким как "Борис Годунов", "Живой", "Тартюф", "Мастер и Маргарита", "Владимир Высоцкий" и другие. Это его особенное поэтическое музыкальное содержание и эстетика, представляющая собой смелый синтез разных жанров театрального искусства. Однако во многом успех театру принесла и труппа, куда в разные годы входили Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Алла Демидова, Вениамин Смехов.
За годы своего существования театр пережил многие события, в том числе драматические, связанные с лишением Любимова гражданства СССР и поста главы театра. Новый этап в жизни коллектива Таганки начался в 1989 году, когда мэтр режиссуры окончательно возвратился в Россию и восстановил на сцене запрещенные ранее спектакли "Живой" и "Борис Годунов".
В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Николая Губенко образовала новый театр "Содружество актеров Таганки" и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании.