Известный писатель Владимир Войнович, предсказавший в 1986 году в своем романе-антиутопии "Москва 2042", что постсоветской Россией будет править бывший сотрудник КГБ, служивший в Германии, ожидает, что "сегодняшняя реакционная политика кончится полным провалом и возникнет необходимость в новой перестройке".
Об этом Войнович рассказал в интервью изданию The Daily Beast.
"Будет "смутное время", которое, вполне возможно, кончится распадом России", - цитирует интервью писателя сайт InoPressa.
"До последнего времени я строил очень пессимистичные прогнозы, и, кроме того, ситуация выглядела очень мрачной. Но после всех этих недавних событий - "Крым наш!", Донбасс и все такое - я осознал, что мог бы снова заняться прогнозами", - заметил Войнович. "Вообще-то в одном я ошибся: предсказал, что Путин будет вынужден уйти, но он по-прежнему на месте. В целом же вновь (на сей раз не спустя 70 лет, но спустя очень короткий период) президент и Дума дошли до состояния такого идиотизма, что постоянно предпринимают шаги, которые не просто бессмысленны, но и вредны, вредны для самой России", - добавил он.
По мнению Войновича, "аннексия Крыма до какой-то степени повредила Украине, но меньше, чем России". Украина избавилась от региона, который нуждается в огромных субсидиях, а весь мир ей сочувствует. Россия же "откусила больше, чем может разжевать". Писатель также сказал, что Восточная Украина "превратилась в гнойную язву, которая истощает силы и Украины, и России".
"Кроме того, всегда действует эффект маятника, не только в России", - продолжил писатель. При Горбачеве и Ельцине маятник отклонялся в одну сторону. "Теперь Путин оттолкнул его очень далеко, и движение в обратную сторону неизбежно", - сказал Войнович.
Писатель не считает, что отказ России от демократического курса был неизбежен. Он полагает, что при высоких ценах на нефть было возможно сделать все что угодно, укрепить демократию. "Путину подвернулась полоса везения, а он воспользовался ею в стиле КГБ. Он оказался хитрым кагэбэшником, а не мудрым государственным деятелем", - считает Войнович.
Писатель также заметил, говоря о Путине: "Он сам себя загнал в угол: совершил столько грехов и преступлений, что у него не осталось выбора, кроме как держаться за власть. Неважно, каким способом он уйдет со своего поста, но его политику определенно осудят как плохую и неправильную, и все свалят на него, совсем как он теперь винит Ельцина. Возможно, это сделает кто-то, кто в данный момент клянется в бесконечной любви к Путину".
Войновича не убеждает 86-процентный рейтинг президента: "Мы знаем, что любовь масс непостоянна. Она исчезнет, лопнет, как пузырь, причем очень скоро".
Писатель считает, что на Западе зловещую натуру России преувеличивают: "Большинство современных аналитиков на Западе не в силах даже вообразить, что Россия может стать другой. А я считаю, что может, если события примут другой оборот".
"Когда в Японии сменился режим, японцы изменились. Русские тоже могут измениться, если для этого снова сложатся условия. Сегодня мы стоим на грани крайне неясной ситуации, когда либо все кончится катастрофой, либо к власти придут люди", - отметил он.
По его мнению, России вскоре представится новый шанс сблизиться с Западом, сделать шаг к демократии. "Если это случится, Запад должен вовремя это заметить и поддержать по-умному", - советует Войнович.
Напомним, об угрозе распада России на "более мелкие куски, чем Украина" Войнович уже говорил в сентябре 2014 года в связи с присоединением Крыма к РФ и боевыми действиями на востоке Украины. Писатель назвал происходящее "запоздалой гражданской войной": "То, что Советский Союз распался мирно, было странно и даже противоестественно - такая империя, и развалилась без особых сотрясений. Происходящее сейчас на Донбассе - это советско-коммунистический реванш. Те, кто хотят Новороссию, по существу хотят советскую власть, их поддерживают все, кто тоскует по СССР. А Украина как раз пытается уйти от советского мировоззрения. И то, что памятники Ленину сбрасывают, это очень правильно. Говорят, вандализм, а я считаю, что вандализмом было везде этих истуканов понаставить".
На здравый смысл Путина рассчитывать уже нельзя, говорил тогда писатель, - только на страх.