В московском театральном Центре Мейерхольда начинает работу фестиваль молодых режиссеров, сообщает журнал "Афиша".
Открывшись прошлой весной, Центр заявил о своей программе. Было заявлено, что на сцене позволено все. Здесь действительно можно все: спектакли, начинающиеся утром, а заканчивающиеся к полуночи, нечленораздельные звуки вместо слов, танец вместо звуков и нечеловеческие движения, когда танец кажется пресным.
Руководитель Центра Валерий Фокин может начать вечер памяти Антонена Арто нудной лекцией с графинами и докладчиками, а закончить бродящими за спинами публики прокаженными и танцами голышом. Собственно Арто, один из главных теоретиков театра XX века, и стал темой нового сезона в Центре.
"Пропустить его идеи через себя" Фокин предложил молодым московским режиссерам Владимиру Епифанцеву, Юрию Урнову, Василию Сеневу и Николаю Рощину. "Это безусловно одаренные люди, но нераскрученные. А раскрутить человека можно только на том, чего он сам хочет. Режиссер должен иметь право на ошибку - для этого он должен быть свободен. Поэтому я и предложил им работать в рамках программы Арто, которая предполагает поиск и отвязанность".
Епифанцев покажет в Центре спектакль по Маяковскому, Урнов представит "Раздетых" по пьесе бельгийца Казаса, Рощин - пластическую притчу "Пчеловоды" по мотивам полотен Босха и Питера Брейгеля, а самый молодой из них, Сенев, - свой дипломный спектакль "Фро" по Платонову.
Все четверо, при всей их разности, делают, словами Фокина, театр "нежирный, небуржуазный, неразвлекательный". Как Хома Брут чертил, защищаясь от вурдалаков, вокруг себя круги, так и Фокин всякий раз повторяет эти три слова, описывая идеологию Центра. У молодых режиссеров нашлись собственные соображения по поводу театра, каким он должен быть.