Министр культуры РФ Владимир Мединский, комментируя проигрыш российского фильма "Левиафан" на "Оскаре", заявил, что эта премия не должна восприниматься как единица измерения таланта мастеров кино, а Андрей Звягинцев - талантливый художник, представляющий сильную русскую школу, и истинные оценки его картинам ставят лишь зритель и время, сообщает РИА "Новости".
Напомним, награжденный на Каннском фестивале "Левиафан" уже собрал внушительный "букет" кинонаград. В частности, фильм завоевал Гран-при 58-го Лондонского кинофестиваля, Гран-при фестиваля в Мюнхене, главный приз кинофестиваля в сербском Паличе, Гран-при фестиваля в Египте, а также премию "Золотой глобус". Картина претендовала на премию "Оскар", но в результате статуэтку получила польская лента "Ида" о Холокосте.
"Американская кинопремия "Оскар" давно уже не должна нами восприниматься как единица измерения таланта мастеров кино, тем более - в странной категории - "Фильм на иностранном языке". Это касается и Андрея Звягинцева. Он талантливый художник, представляющий сильную русскую школу, и истинные оценки его картинам ставят лишь зритель и время", - считает Мединский, которого цитируют в пресс-службе Минкультуры.
Министр выразил уверенность, что впереди Звягинцева "ждут и по-настоящему сильные полотна, и большие призы".
В свою очередь, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что не стоит считать поражением то, что "Левиафан" остался без "Оскара".
По его мнению, даже хорошо, что картина не получила золотую статуэтку, так как это не породит рассуждений, что американцы "из ненависти к русским" наградили фильм, критикующий российскую действительность.
"Вообще существует множество конкурсов, и "Левиафан" получил достаточно премий на самых разных конкурсах и фестивалях. В конце концов, вхождение в список номинантов, в "короткий список" иностранных фильмов - уже достаточное признание и то, что обеспечивает прокатную судьбу фильма", - сказал агентству Швыдкой.
"Надо понять, что, в общем-то, на больших конкурсах, на больших фестивалях руководствуются в меньшей степени политикой, в большей степени художественными достоинствами. То, что победил фильм о Холокосте, - я, честно говоря, не думаю, что это такое политическое решение, политкорректное, потому что можно сделать о Холокосте фильм, который будет художественно слабым, можно о чем-то другом фильм, который будет художественно сильным", - добавил Швыдкой.
По мнению спецпредставителя президента РФ, крупные конкурсы, такие как "Оскар", являются все-таки соревнованием художественных явлений, а не соревнованием тем.
"Я думаю, что если мы это поймем, то станем ко всему относиться спокойнее. Вообще скажу честно - нам надо учиться радоваться тому, что наши фильмы получают поддержку российской публики. Это значительно важнее, чем победа на "Оскаре", с моей точки зрения. Естественно, международный престиж в высшей степени важен, нам очень хочется, чтобы наше кино было принято в мире. Но уверен, что в мире будет принято не то кино, которое делается в России прямо как в Голливуде, а то, которое делается в России и похоже на лучшие образцы нашего отечественного кинематографа", - подчеркнул Швыдкой.
BBC: массовое оплакивание неудачи "Левиафана" выглядит оскорбительным, по отношению к картине-победителю
Русская служба BBC отмечает, что после серьезных наград и на фоне общей политической ситуации в России и мире поклонники "Левиафана" испытали особое разочарование.
"Наступление новой холодной войны, о которой в эти дни не говорит только ленивый, казалось, делало оскаровский триумф российской картины неизбежным. Ее окружал магический ореол культурно-диссидентского бунта, укрепляли который и жесткие выпады со стороны министра культуры Мединского, и ее непростая прокатная судьба на родине.
Удел других политически мотивированных наград русской культуры - от "Доктора Живаго" Бориса Пастернака до "Архипелага ГУЛАГ" Солженицына, - казалось, был "Левиафану" уже уготован.
Поэтому попытки обвинить академию в антироссийской предвзятости по отношению к фильму представляются довольно наивными. Тем более что массовое оплакивание неудачи "Левиафана" выглядит обидным, если не сказать оскорбительным, по отношению к картине-победителю", - говорится в сообщении BBC.
Автор, обозреватель Русской службы BBC Александр Кан, напоминает, что за спиной британского режиссера польского происхождения Павла Павликовского - фильмы о современной Британии и несколько документальных фильмов о России, среди героев которых и Владимир Жириновский, и Веничка Ерофеев, и трагикомический потомок Достоевского.
"Ида" - его первый польскоязычный фильм. Действие картины" происходит в Польше 1950-х годов. И хотя в немалой степени еврейский состав академии не мог остаться равнодушным к щемящей истории молодой католической послушницы, накануне принятия монашества узнающей о своем еврействе и вскрывающей страшную историю гибели семьи во время Холокоста, сводить картину Павликовского только к еврейской теме было бы упрощением, отмечает автор.
"Семья Павликовского эмигрировала из социалистической Польши в 1971 году, когда ему было 14 лет, и черно-белая, невероятно стильная "Ида" блестяще воспроизводит удушливую, тяжелую атмосферу послевоенной Польши, в которой коммунизм и католицизм успешно дополняют друг друга в подавлении духа свободы".
Напомним, что в Польше "Иду", так же как и "Левиафан" в России, обвинили в "очернительстве" поляков и их роли во Второй мировой войне.
"Новая газета" также отмечает, что "Ида" принесла первый "Оскар" польской кинематографии.
Российские кинокритики не удивлены победой "Иды" и призывают "не ехидничать"
Результаты премии "Оскар" не удивили российских кинокритиков, отмечает ТАСС.
"Очень мало удивительного. Я бы предпочел, чтобы наградили "Отрочество" и "Левиафан", но "Бердмэн" и "Ида" - тоже хорошо", - сообщил агентству кинокритик Антон Долин.
По мнению киноведа Кирилла Разлогова, то, что на "Оскаре" предпочли польскую "Иду", а не российского "Левиафана", вполне предсказуемо и не связано с политикой. "Премию "Лучший фильм на иностранном языке" называют в Америке "премией престарелых граждан", а престарелые академики скорее будут сопереживать фильму, который связан с анализом прошлого и очень чист в стилистическом отношении, чем бурным страстям "Левиафана. Плюс "Иды" для них и в том, что она короче "Левиафана", и черно-белая. Аутсайдером была картина "Дикие истории", которая могла выскочить, но не выскочила. Но уже номинация на "Оскар" - победа, поэтому ехидничать некоторым моим коллегам не надо и связывать это с политикой тоже", - пояснил он.
Ленту-победителя мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Бердмэн" Разлогов назвал неожиданной работой "по характеру своего дарования и всему, что он (режиссер) делал до этого". "Эта картина для него неожиданна. Тут тоже особого сюрприза не было. "Отель "гранд Будапешт" очень нравился критикам, но из-за своей специфичности был тоже аутсайдером. Эти два фильма были моими фаворитами", - отметил кинокритик.
Лента "Отель "Гранд Будапешт" в итоге была удостоена призов за лучшую работу художника, костюмы, грим и музыку. В последней номинации премию получил французский композитор Александр Депла. "Отель "Гранд Будапешт" - его десятая номинация на "Оскар", которая наконец принесла заветную статуэтку.
"Приятно что Депла дали приз после стольких номинаций. Хотя тут тот случай, когда надо было награждать "Бердмэна", - считает Антон Долин.
Распределение наград в главных актерских номинациях кинокритик при этом считает "совершенно оскаровским раскладом". Статуэтки Американской киноакадемии получили Джулианна Мур, сыгравшая в фильме "Все еще Элис" и Эдди Рэйдмейн", исполнивший заглавную роль в ленте "Вселенная Стивена Хокинга".
"В актерских все как по нотам: наградили актера, сыгравшего парализованного ученого, и актрису, исполнившую роль женщины с болезнью Альцгеймера. Совершенно оскаровский расклад", - отметил Долин.