Олег Головко, режиссер-постановщик снятого с репертуара НГАТОиБ "Тангейзера", работает над мистерией "Петербург"
Государственный академический Мариинский театр
Олег Головко, режиссер-постановщик снятого с репертуара НГАТОиБ "Тангейзера", работает над мистерией "Петербург"
 
 
 
Олег Головко, режиссер-постановщик снятого с репертуара НГАТОиБ "Тангейзера", работает над мистерией "Петербург"
Государственный академический Мариинский театр

В петербургском Театре музыкальной комедии 10 сентября состоится премьера мистерии "Петербург" по мотивам одноименного романа теоретика русского символизма Андрея Белого. Как рассказал в интервью "Российской газете" режиссер спектакля, ученик Георгия Товстоногова Геннадий Тростянецкий, художником-постановщиком "Петербурга" является Олег Головко. Ранее Головко работал над оперой Рихарда Вагнера "Тангейзер", поставленной Тимофеем Кулябиным в Новосибирском театре оперы и балета (НГАТОиБ). Как известно, спектакль вызвал негативную реакцию Русской православной церкви. Итогом разбирательств стал судебный процесс и отставка директора театра Бориса Мездрича. Новый директор, Владмир Кехман, снял "Тангейзера" с репертуара НГАТОиБ.

Как признался Геннадий Тростянецкий в интервью "РГ", над постановкой романа Андрея Белого он думал давно, еще когда возглавлял Театр на Литейном, то есть "четверть века назад". По признанию режиссера, ему хотелось сделать зрелище, в котором была бы занята вся труппа. Тростянецкий тогда даже начал репетиции, пригласив на роль Аполлона Аблеухова Виктора Сухорукова, а также заняв в постановке Александра Лыкова, Ольгу Самошину, Андрея Смирнова. Но "масштаб идеи оказался тогда крупнее наших возможностей", признался он.

Однако роман Белого не отпускал режиссера, и он хотел поставить многосерийный фильм и даже начал писать сценарий вместе с драматургом Валентином Красногоровым. Но в кино как раз случился кризис, и соавторы остановились. Тогда же Тростянецкому стало ясно, что этот роман ни в театре, ни в кино нельзя делать "впрямую", нужен какой-то интересный жанровый поворот.

Наконец, Геннадий Тростянецкий предложил реализовать идею руководителю петербургского Театра музыкальной комедии Юрию Шварцкопфу, и тот согласился. Музыку к спектаклю написал композитор Георгий Фиртич, стихи и либретто создал Константин Рубинский. В работе над спектаклем также заняты: главный дирижер театра Андрей Алексеев, балетмейстер Гали Абайдулов, костюмами занимается Ирина Долгова, видеоинсталляцией - Тимофей Мокиенко. Роль Аполлона Аблеухова досталась народному артисту России Виктору Кривоносу.

Говоря о жанре спектакля, Геннадий Тростянецкий заметил, что "в слове "мистерия" есть масштаб, есть фантасмагория, что близко Белому". "Внутри себя я называю "Петербург" оперой-буфф", - сказал он, пояснив, что создатели мистерии взяли из романа основной стержень - террористический акт, который готовит профессиональный киллер, а все остальное сочинялось "по мотивам".

От хэппенингов до крупных постановок: творческая биография Олега Головко

Как говорится в биографической справке на сайте Олега Головко, он выпускник Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, стажировавшийся в Париже, является дипломантом театральной премии "Золотая маска", лауреатом премии губернатора Новосибирской области, Межрегионального театрального фестиваля "Сибирский транзит", неоднократный лауреат новосибирского театрального фестиваля-конкурса НО СТД РФ "Парадиз". Кроме того, Головко - участник многих международных хэппенингов и художественных выставок. Оформил около 40 спектаклей в Санкт-Петербурге, Риге, Новосибирске, Омске, Томске, Барнауле, Екатеринбурге, Петрозаводске.

С 2002 по 2004 год работал главным художником в Алтайском краевом театре драмы имени В. М. Шукшина. С 2004 по 2006 год занимал должность главного художника Новосибирского академического театра "Красный факел". Среди его работ - оперы "Мавра" Игоря Стравинского и "Иоланта" Петра Чайковского в театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, спектакли "Лес", "Макбет", "Пиковая дама" в театре "Красный факел","Укрощение строптивой" в екатеринбургском ТЮЗе, "Пиквикский клуб" и "Как важно быть серьезным" в Омском драматическом театре.

Скандал с "Тангейзером"

Олег Головко также был художником-постановщиком оперы "Тангейзер" в НГАТОиБ. Как напоминает "Сиб.фм", художник проходил свидетелем по делу об умышленном осквернении евангельского образа Иисуса Христа в постановке.

Опера "Тангейзер" была поставлена на сцене новосибирского театра в декабре 2014 года. По задумке режиссера Тимофея Кулябина, действие спектакля было перенесено в наши дни, а Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер.

Постановка возмутила православную общественность, которая сочла кощунственной такую трактовку образа Христа. А после обращения в прокуратуру митрополита Новосибирского и Бердского Тихона против режиссера спектакля и директора театра были возбуждены административные дела по статье "Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение".

10 марта мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил производства по административным делам. Театр, идя навстречу пожеланиям РПЦ, убрал оскорбивший их постер со сцены, но в Новосибирской епархии потребовали убрать постановку из репертуара НГАТОиБ. Итогом разборок стала смена руководства театра и снятие "Тангейзера" с репертуара.

Стоит отметить, что после скандала многие ведущие деятели культуры РФ выступили в защиту постановщиков оперы. Художественный руководитель московского театра "Ленком" Марк Захаров предложил опальному Тимофею Кулябину поставить в "Ленкоме" любой драматический спектакль, с таким же предложением выступил генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Уже в конце марта режиссер поставил в своем драмтеатре "Красный факел" "Трех сестер" с возрастным ограничением "18+". Художником -постановщиком выступил Олег Головко.