Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил, что Россия не будет возвращать культурные ценности, оказавшиеся на ее территории в результате Второй мировой войны.
"Реституции как возвращения культурных ценностей не будет, и это слово можно вывести из употребления", - сказал Соколов, отвечая на вопрос "Интерфакса" о возможности реституции культурных ценностей в Германию и ее страны-союзницы во Второй мировой войне.
Как уточнил министр, в настоящее время обсуждается компенсаторная реституция, то есть возможность компенсации за то, что было вывезено из Германии в счет ущерба, нанесенного фашистским блоком Советскому Союзу, "за то, что было разрушено, уничтожено и сожжено в СССР".
Проблемы реституции обсуждались в России неоднократно. Правительство, Дума и многие деятели культуры, например, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова называют художественные ценности, попавшие после войны в Россию, компенсацией за российские потери в войне, которую вели немцы.
Такая позиция вызывает открытое возмущение со стороны представителей других стран, которые занимаются проблемами реституции. Главный вопрос: почему Россия удерживает у себя даже те предметы, которые вывезены не из Германии, а из других стран Центральной и Восточной Европы или из советских республик, ставших теперь вновь независимыми.
Возвращения перемещённых ценностей от России, как можно было понять из выступления министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова в Госдуме 13 июня 2005 года, требовали восемь стран: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Люксембург, Нидерланды и Украина.
Австрия, в частности, хотела вернуть экспонаты из Австрийской национальной библиотеки, Венгрия - библиотеку Шарошпатакского реформаторского колледжа, Греция - архив еврейской общины города Салоники, Нидерланды - архивные документы, живопись и гравюры, Бельгия - 40 архивных фондов, Украина - фрагменты фресок. Частично эти требования были удовлетворены в прошлом году.
Кроме того, бывшие союзники СССР в войне, например Франция, Греция, Нидерланды, выдвигают требования на коллекции, которые сначала были похищены немцами, а затем в 1945 году вывезены Советской армией.
Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова считает, что бесценные шедевры были спасены русскими солдатами. Между тем Германия не перестает требовать возврата предметов трофейного искусства. Ирина Антонова со своей стороны говорит, что они останутся в музее.
"Реституция невозможна, и я объясню вам почему, - заявила Антонова в ноябре прошлого года, - Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и, тем не менее, они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается "мраморов Элгина", которые остаются в Лондоне".
Как отмечает директор ГМИИ, все должно остаться так, как есть, однако в российском законодательстве предусмотрены исключения для религиозных предметов искусства, собственности жертв фашизма и Холокоста. Также закон предусматривает возможность обмена, однако тут возникает трудность с проблемой сравнения предметов искусства.
Напомним также, что 15 апреля 1998 года Госдумой РФ был принят Федеральный Закон "О культурных ценностях, перемещённых в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Согласно этому закону, перемещённые после Второй мировой войны культурные ценности, оставшиеся в России, были и являются её национальным достоянием.
Россия в войну вывезла из Германии более 1 млн произведений искусства
В конце 1950-х годов Советский Союз вернул полтора миллиона шедевров, включая Дрезденскую художественную коллекцию и предметы из Пергамского музея.
Между тем, по данным Берлинской академии искусств, Россия вывезла из Германии во время Второй мировой войны более 1 млн произведений искусства. Ответственный за реституцию в академии Вольфганг Маурус недавно заявил, что Красная армия вывезла в СССР более 1 млн произведений искусства, 174 тыс. архивных единиц и около 4,5 млн книг.
Представители Академии подчеркивают, что Россия пока не полностью выполняет обязательства, добавив, что в стране до сих пор находятся ящики, наполненные произведениями искусства, к которым запрещен доступ немецких экспертов.
Россия удовлетворила претензии 8 стран на возвращение вывезенных произведений искусства
Летом прошлого года российская сторона частично удовлетворила претензии восьми иностранных государств о возвращении им культурных ценностей, вывезенных в СССР во время Второй мировой войны.
Ранее претензии выставили Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Люксембург, Нидерланды и Украина. Часть этих претензий уже удовлетворена, а часть рассматривается или принята к рассмотрению.
В частности, была удовлетворена претензия правительства Нидерландов по 22 фондам архивных документов ирландского происхождения, находившихся в России, а также коллекции гравюр и живописи западноевропейских мастеров.
В начале 2006 года Россия вернула Венгрии 134 книги из библиотеки Шарошпатакского реформатского колледжа.
Коллекция во время войны была вывезена гитлеровцами из Будапешта, но отбита советской армией. В 2002 году венгерское правительство обратилось к России с просьбой вернуть их. Книги хранились в Нижегородской областной библиотеке.
Закон о передаче Венгрии книг был подписан президентом РФ в начале февраля. До этого закон был принят Госдумой и Советом Федерации. В России остались электронные копии 134 книг из библиотеки венгерского Шарошпатакского реформатского колледжа.
Особенно острый вопрос - возвращение Балдинской коллекции
В то же время до сих пор не решен вопрос так называемой Балдинской коллекции. Александр Соколов на днях на саммите в Томске сказал, что "балдинская коллекция" не попадает под закон о перемещенных ценностях, и ее безвозмездное возвращение будет носить незаконный характер.
Ранее говорилось, что Балдинская коллекция, скорее всего, вернется в Германию во второй половине 2005 года. Об этом 11 февраля прошлого года заявлял журналистам заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Анатолий Вилков.
Балдинская коллекция - собрание рисунков и картин выдающихся мастеров европейского изобразительного искусства XVI-XX веков, вывезенное из Германии в 1945 году.
Коллекция из собрания Бременского "Кунстхалле" была вывезена из Германии в Москву капитаном Советской армии Виктором Балдиным в июле 1945 года. Балдин тем самым спас коллекцию от огня и уничтожения солдатами, но вывез спасенные шедевры без надлежащего юридического оформления.
Передав в 1947 году коллекцию в Государственный музей архитектуры имени Щусева, Балдин в течение последующих десятилетий добивался от правительства СССР, а затем России решения вопроса о возвращении рисунков Германии. В коллекцию Балдина входят 362 рисунка и две картины, среди авторов которых - Рембрандт, Дюрер, Буше, Коро, Делакруа, Гойя, Мане.
С 1991 года трофейные художественные ценности находились на временном хранении в Эрмитаже. Минкультуры РФ два года назад предложило передать коллекцию в галерею "Кунстхалле", но эта инициатива вызвала в обществе неоднозначную реакцию.
"Эта коллекция рассматривается как трофеи, ввезенные незаконно, то есть не по решению командования о компенсаторной реституции, - пояснял представитель министерства культуры. - Поэтому говорить, что коллекция эта является достоянием России, нет никаких оснований".
Вилков сообщил, что в результате долгих переговоров удалось достичь договоренности, что 20 произведений останутся в России в качестве компенсации. Это составит одну треть стоимости всей коллекции, которая, по оценке аукционного дома "Гелос", превышает 23 млн долларов.
Как обстоят дела с реституцией в других странах
Многие страны решают положительно вопрос возвращения культурных ценностей, вывезенных во время Второй мировой войны. Так, в феврале Голландское правительство приняло решение вернуть наследнице бывшего владельца коллекцию картин, оказавшуюся после войны в собственности нидерландского государства.
Речь идет о 202 работах выдающихся голландских, фламандских, французских и итальянских художников, среди которых Якоб ван Рейсдал, Ян ван Гойен, Ян Стейн, Антонис ван Дейк, Адриан ван Остаде, Давид Тенирс, Герард Терборх, Франс ван Миерис и другие, сообщает РИА "Новости". До войны они принадлежали крупнейшему голландскому торговцу произведениями искусства Жаку Гаудстиккеру.
Поскольку Гаудстиккер был еврейского происхождения, после нападения фашистской Германии на Нидерланды в мае 1940 года он пытался бежать от немецких войск, но погиб.
Один из руководителей фашистской Германии Герман Геринг угрозами заставил вдову Гаудстиккера Дезире продать ему большую часть принадлежавшей ее мужу коллекции за два миллиона гульденов - ничтожную часть ее действительной стоимости. Остальные произведения из коллекции Гаудстиккера перешли в собственность немецкого банкира Алоиса Мидля.
После окончания войны союзники вернули найденную в Германии коллекцию Гаудстиккера в Нидерланды, рассчитывая, что она будет возвращена законным владельцам. Однако все попытки Дезире Гаудстиккер получить картины наталкивались на отказ нидерландских государственных структур.
Картины были помещены в голландские музеи, среди которых знаменитые Rijksmuseum в Амстердаме, музей Boijmans van Beuningen в Роттердаме, Bonnefantenmuseum в Маастрихте.
В 1997 году проживающая в США невестка умершей к тому времени вдовы Гаудстиккера Марей фон Заэр направила нидерландским властям требование вернуть ей, как законной наследнице, коллекцию. После последовавшего в 1998 году отказа она продолжала с помощью ведущих адвокатских контор бороться за возвращение наследства.
Созданная в 2001 году голландскими властями Комиссия по реституции рассматривала вопрос возвращения перемещенных произведений искусства прежним владельцам не столько с юридической, сколько с моральной точки зрения. Ее рекомендация привела к решению о возвращении коллекции Гаудстиккера его наследнице.
В мае 2004 года Эстония вернула Германии часть алтаря Альбрехта Дюрера, считавшуюся бесследно пропавшей в годы Второй мировой войны.
Створка алтаря под названием "Иоанн-Креститель" является частью алтарного триптиха, созданного Дюрером в 1503 и 1505 годах. Картина исчезла во время Второй мировой войны. В 1943 году вместе с собранием рисунков и гравюр она была эвакуирована в замок Карнцов в Бранденбурге, откуда и была вывезена советскими войсками.
Летом 2003 года "Иоанн-креститель" был найден в хранилище музея Кадриорг в Таллине. В ноябре 2003 года было подписано соглашение о возвращении произведения искусства в Германию.
В 2002 году Германия передала России семь картин, вывезенных из СССР в годы Второй мировой войны. Это были полотна мастеров ХVП-ХIХ веков, которые были похищены из Гатчины, Петергофа и Царского села.
Произведения искусства были найдены в ходе специальной акции в начале 90-х годов в ряде частных коллекций в Берлине и Дармштадте. Среди них - портреты Петра III (1760 год), Екатерины II (1790 год), Петра I (XIХ век), Александра I, Великой княгини Марии Павловны (вторая половина ХIХ века).
Также вернулись в Россию картина "Всадник" (ХVIII век) и полотно, изображающее маневры царской армии близ Красного села (вторая половина ХIХ века).