Российский художник Оскар Рабин стал кавалером ордена "За служение искусству". Церемония вручения высокой награды Российской академии художеств прошла в понедельник вечером во французской столице в резиденции российского посла Александра Орлова, передает ИТАР-ТАСС.
"Когда долго живешь, то обязательно случается что-то хорошее, - сказал выдающийся мастер, принимая награду. - Признаться, я никогда и представить не мог, что когда-то мне будет вручена награда от имени Российской академии художеств, а получать ее я буду в резиденции посла России".
Оскар Рабин был одним из художников-бунтарей, организовавших осенью 1974 года знаменитую "Бульдозерную выставку". Не сумев получить разрешения властей, чтобы выставить свои картины в галерее, зачинатели советского нон-конформизма решили провести "первый просмотр картин на открытом воздухе". Не успев открыться, экспозиция была попросту смята бульдозерами.
С 1978 года Рабин проживает во Франции. Выехать на Запад из Союза в те годы мечтали многие, однако на Рабина такая милость со стороны советского руководства свалилась неожиданно. "Однажды меня вызвали и предложили поехать "посмотреть на заграницу", например, Францию, - поделился в разговоре с ИТАР-ТАСС патриарх русского искусства. - Отказываться я не стал, поскольку деваться было особо некуда. Мне и супруге быстро оформили визы на три месяца, и вскоре мы очутились в Париже".
Когда положенные три месяца стали подходить к концу, художник пошел в консульство узнать, что же ему дальше делать. Визу продлили на такой же срок. А после этого - просто забрали паспорт, поскольку, сам того не зная, Рабин был лишен советского гражданства. "Уезжая в первый раз на Запад, я был уверен, что смогу вернуться обратно на родину, - вспоминает мэтр. - Я ведь считал себя простым художником, да таким и был, по сути. Никогда не занимался политикой и тем более не хотел эмигрировать или просить политического убежища".
Советское гражданство Оскару Рабину вернули лишь в 1990-м. В настоящее время его работы есть во многих музеях мира, в том числе в знаменитом Музее Майоля в Париже, однако "признание на родине важнее всего", считает мастер.