Кинорежиссер Павел Лунгин предложил общую концепцию этой выставки - показать Первую мировую войну как катастрофу и трагедию поистине библейского масштаба
© РИА Новости /Екатерина Чеснокова
Кинорежиссер Павел Лунгин предложил общую концепцию этой выставки - показать Первую мировую войну как катастрофу и трагедию поистине библейского масштаба
 
 
 
Кинорежиссер Павел Лунгин предложил общую концепцию этой выставки - показать Первую мировую войну как катастрофу и трагедию поистине библейского масштаба
© РИА Новости /Екатерина Чеснокова

Выставка "Взгляни в глаза войны", драматургию которой предложил режиссер Павел Лунгин, открывается в четверг в Новом Манеже, передает ИТАР-ТАСС.

"Кинорежиссер Павел Лунгин предложил общую концепцию этой выставки - показать Первую мировую войну как катастрофу и трагедию поистине библейского масштаба. В связи с этим для нас очень важны работы Натальи Гончаровой из цикла "Мистические образы войны", в которых военные события напрямую перекликаются с эпизодами Ветхого завета", - рассказала агентству гендиректор Государственного музейно-выставочного центра Зельфира Трегулова.

По ее словам, зритель, едва войдя в зал, вовлекается в атмосферу военного времени столетней давности - и через визуальные образы, и через звуки: боя, маршей, песен и так далее.

"Отличительной чертой этой выставки является такое многоголосье, посетитель видит документы в витринах - принципиальные для хода войны и всей истории ХХ века в целом, в том числе переписку Николая II с европейскими монархами и командующими армиями, его дневники. Также в экспозиции размещено множество фотографий и кинохроника", - сказала Трегулова.

Еще одна примечательность выставки - подлинность предметов и выразительных средств. Если звуки боя, то они аутентичны; если фотографии, то можно быть уверенным в том, что они были напечатаны в дни Первой мировой, не говоря уже об архивных документах и произведениях изобразительного искусства.

Их не так много, но графика и живопись - ключевые произведения на тему Первой мировой. Помимо "Мистических образов войны" Гончаровой, здесь можно увидеть "Архангела Михаила" Виктора Васнецова, "На линии огня" Кузьмы Петрова-Водкина , "Германскую войну" Павла Филонова и футуристическую композицию "1914" Александра Шевченко. Эти работы дополнены картинами западноевропейских художников, в том числе "Восходом" Пола Нэша и "Санитарным поездом" Джино Северини.

Дизайн экспозиции "Взгляни в глаза войны", придуманный архитекторами Евгением и Кириллом Ассами, решен в ключе эстетики суровых будней и трудных лет.

"Архитектура выставки призвана создать у зрителя некое представление о том, какой была война. Например, один из залов - "Начало войны" - оформлен так, что в памяти сразу встает военный лазарет с легкими перегородками из ткани - они используются как экраны, на которых демонстрируются тематические фильмы, смонтированные из архивов разных стран, в том числе Германии, Сербии, США", - рассказала Трегулова.

В зале "Фронт и ставка" пол выстлан листовым железом, которое при ходьбе создает очень сильный шум, напоминающий о звуках сражений. Для удобства перемещения по нему Трегулова и рекомендует дамам приходить на выставку в обуви без каблуков.

Одним из ключевых элементов проекта стала интерактивная инсталляция "Река времени". С ее помощью зритель может получить представление о разных событиях 1914-1918 года и людях на войне.

Выставка "Взгляни в глаза войны" продолжит работу до 28 сентября.