Председатель комитета Госдумы по культуре режиссер Станислав Говорухин, возглавлявший предвыборный штаб Владимира Путина, заявил в среду, что российский кинематограф ожидает введение ограничений нравственного характера, передает "Интерфакс".
"Без нравственных ограничений не живет ни одна страна", - подчеркнул Говорухин, выступая на "круглом столе" в Союзе кинематографистов РФ.
Он убежден, что сама культура начинается с запретов. "Запреты - это то, на чем культура основана, потому что они несут нравственные базисные ценности", - заявил Говорухин.
Кроме того, режиссер сообщил агентству, что в скором времени будет разработан закон о "квотировании кинематографа". "Это будет не тот закон, которого все боятся, там не будет ничего страшного. Но, я надеюсь, что это наведет некоторый порядок", - сказал он.
Каково будет конкретное содержание закона, Говорухин не сказал.
Также он рассказал о том, что Минкультуры внесло в Госдуму законопроект об ответственности кинотеатров за передачу сведений о билетах. "Это очень важный законопроект, который тоже поможет навести порядок в кинематографе", - считает Говорухин.
Комментируя свои высказывания телеканалу "Дождь", Говорухин заметил, что забота о нравственности пока что его личные предположения, основанные на том - "кто у нас министр культуры и президент".
"Что вы так испугались, что грядут какие-то изменения в ситуации кинематографа? Конечно они грядут, конечно. Возможно, речь будет идти о каких-нибудь ограничениях нравственного характера. Вот все, что я сказал. Например, я мат запретил бы на экране. Мало ли что я имею в виду, инициатива же не всегда поступает из комитета по культуре, а все из министерства культуры и из правительства, от президента. То, что грядут изменения - безусловно", - сказал он.
Что помимо мата нужно запретить, Говорухин не уточнил, сообщив, что все предложения будет вносить на рассмотрение Думы. При этом режиссер отметил, что дело это долгое, и принятие нового закона может занять несколько лет.
Отметим, что Говорухин уже неоднократно выступал с похожими идеями. Еще полтора года назад в авторской программе Владимира Познера на Первом канале режиссер объяснил, что выступает за введение "нравственной цензуры". Тогда он отметил, что в России можно было бы создать аналог французского Высшего совета, - то есть органа, который имел бы право налагать санкции на телеканалы и на кинематографистов за серьезные нарушения этического характера. При этом Говорухин не исключил опасности перегибов при принятии закона: "у нас все выливается в нечто уродливое. Но волков бояться - в лес не ходить".
Напомним, первым тему нравственности в кинематографе еще на прошлой неделе актуализировал замминистра культуры Григорий Ивлиев. Чиновник подтвердил, что существующая программа развития кинематографа будет обновлена, а кино сможет "сформировать положительный образ" представителей разных народов России.
Кирилл Разлогов: "Хуже всего для искусства - когда ему дается полная свобода"
Кинокритик, программный директор Московского международного кинофестиваля Кирилл Разлогов заявил "Дождю", что абсолютно согласен с фразой Говорухина "культура начинается с запретов".
"Ни одно общество не может жить без запретов, без цензуры. Когда говорят, что у нас нет цензуры - говорят глупость. Цензура есть. Цензура - это механизм самозащиты. Она есть и в психоанализе, и в обществе. Это механизм самозащиты организма от того, что ему угрожает. Если общество чувствует, что оно нестабильно, если общество боится, что оно от любого толчка грохнется и рухнет, то эти запреты более жесткие, потому что этот страх это дело генерирует. Если общество чувствует себя стабильно - оно может разрешить все что угодно, прекрасно понимая, что это не подорвет основы, потому что есть источник стабильности", - пояснил он.
При этом Разлогов подчеркнул, что когда "мы говорим о том, что будем еще ужесточать запреты, мы тем самым расписываемся в том, что общество у нас нестабильно, что мы чувствуем себя слабо".
Между тем, относительно открытого письма от молодых документалистов Михалкову с требованием защитить нравственность в российском кинематографе, Разлогов отметил, что хотел бы "посмотреть на людей, которые это подписали". "Где эти 61 подпись? Вот в чем желание одной группы молодых кинодокументалистов, которые чего-то там не получают - премии, скажем, или не попадают на фестивали? Занять место тех, кто получает премии и попадает на фестивали понятно. Они могут даже написать письмо по этому поводу. Но от этого ведь ситуация не изменится. Они говорят о том, что спросом пользуются такие-то произведения, которые нам не нравятся. Скажем, блестящая картина, на мой взгляд, Игуменцевой, которая получила в Каннах главный приз - она построена на нецензурных выражениях, которые там настолько необходимы, что все признали эту необходимость", - сказал Разлогов.
Он признал, что в случае принятия закона о нравственности в кино, фильм Игуменцевой, получивший международный приз, не будет показан в России так же, как и фильмы Киры Муратовой, а также многие хорошие спектакли.
Общество-то знает, что оно более стабильно, чем те люди, которые пишут законы, - отметил Разлогов. - Голые артисты бегают по сцене - неинтересно это смотреть. Если это будет неинтересно смотреть, люди перестанут на это ходить. Если ругаться будут с поводом и без повода - тоже перестанут это слушать".
"Дело в том, что за нравственность борется каждый человек. Каждый человек, который делает фильм, отстаивает свои представления о нравственности, свои нравственные идеалы, свои права. Это его представления об этом. У тебя могут быть другие представления, ты можешь оставить другое. Навязывать все это обществу - это смешно, потому что были случаи когда, скажем, в Иране запретили американское кино", - считает кинокритик.
Между тем, по мнению Разлогова, лучшее время для советского кино - брежневское время. И возвращать в него ничего искусственно не придется - все само идет к тому. "Я не знаю, будет ли такое великое кино, которое было в советское время в 70-е годы. Может, будет, потому что вот это давление на художника, запреты художнику, стремление свернуть ему шею и помешать работать - огромный стимул к творчеству. Хуже всего для искусства - когда ему дается полная свобода", - заявил Разлогов.