Эксперты не нашли пропаганду гомосексуализма в отмененном Минкультом спектакле "Душа подушки"
Moscow-Live.ru
Эксперты не нашли пропаганду гомосексуализма в отмененном Минкультом спектакле "Душа подушки"
 
 
 
Эксперты не нашли пропаганду гомосексуализма в отмененном Минкультом спектакле "Душа подушки"
Moscow-Live.ru

Эксперты в области детской психологии и педагогики не нашли признаков "пропаганды гомосексуализма" и "противоречия принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям" в пьесе Олжаса Жанайдарова "Душа подушки", показ которой на ММОКФ был отменен по требованию Минкульта.

Общественные деятели, писатели, драматурги, родители высказали крайнюю заинтересованность в прояснении ситуации относительно пьесы "Душа подушки" и получении квалифицированной оценки обоснованности претензий Министерства культуры.

Сформированная из авторитетных специалистов экспертная группа провела тщательный анализ текста пьесы и сделала заключение, полный текст которого публикует издание Polit.ru.

В частности, эксперты пришли к следующим выводам:

  • В пьесе Олжаса Жанайдарова "Душа подушки" не выявлены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.
  • Содержание пьесы не может быть признано противоречащим традиционным нравственным нормам русской культуры.
  • Пьеса не содержит информации, которая могла бы попасть под действие Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

"Поиск партнера для романтических или сексуальных отношений не фигурирует в тексте ни в явной, ни в скрытой формах", - говорится в заключении. "Речь в пьесе идет о дружбе, а не о сексуальных отношениях шестилетнего мальчика Кости, еще не достигшего пубертатного возраста, с подушкой Гречиком, метонимически заменяющим ему друга-ровесника того же пола, потребность в котором естественна для данного возраста", - отмечают эксперты.

"Также хотим отметить, что в пьесе отсутствуют и признаки пропаганды асоциального поведения. Напротив, пьеса очень добрая и гуманная. Каждый ее герой-подушка, при очевидных различиях характеров, по-своему пытается помочь Гречику справиться с его проблемой. Сам Гречик демонстрирует отзывчивость и преданность: он пытается утешить Валика, показывая, что он не такой уж маленький, демонстрирует верность другу и готовность ждать его сколько угодно. Образ подушек, которые видят и знают сны спящих на них детей (а значит, их мечты и переживания) точно соответствует образному миру дошкольника. Тема аллергии и возможность избавления от нее также близка современным детям", - отмечается в заключении.

Специалисты также подчеркивают, что формулировка Минкульта "противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям" безосновательна и может быть расценена как попытка подменить понятие "традиционные нравственные ценности" (дружба, преданность, взаимовыручка - универсальные ценности) идеологическим конструктом, сводящим все многообразие и противоречивость морально-нравственных ценностей в национальных культурах нашей страны к произвольно ограниченному набору идеологических догм, игнорирующих это многообразие и противоречивость.

В экспертную комиссию вошли специалисты из Института образования Высшей школы экономики, Психологического института Российской академии образования, Федерального института развития образования, Московского городского психолого-педагогического университета и Московского городского педагогического университета.

Среди экспертов группы:

Александр Асмолов, завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, вице-президент Российского психологического общества, действительный член (академик) Российской академии образования (РАО), профессор, доктор психологических наук;

Екатерина Асонова, старший научный сотрудник лаборатории стратегий формирования читательской грамотности МГПУ, кандидат педагогических наук, куратор читательских программ благотворительного фонда "Культура детства";

Федор Марченко, научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук (редактор заключения);

Михаил Павловец, доцент кафедры русской новейшей литературы и читательских практик, заведующий лабораторией стратегий формирования читательской грамотности МГПУ, кандидат филологических наук;

Катерина Поливанова, профессор Департамента образовательных программ НИУ ВШЭ, доктор психологических наук;

Анатолий Прохоров, кино- и телепродюсер, художественный руководитель российского анимационного проекта "Смешарики" (2003, СТС), сооснователь студии "Пилот", один из организаторов Российской академии Интернета;

Елена Смирнова, профессор кафедры Дошкольной педагогики и психологии МГППУ, доктор психологических наук;

Борис Эльконин, завлабораторией Психологического института РАО, профессор, доктор психологических наук;

Людмила Эльконинова, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, кандидат психологических наук.