Выставка так называемой "балдинской коллекции" рисунков и картин из собрания Бременского кунстхалле (Германия) откроется в субботу вечером в Государственном музее архитектуры им. Щусева в Москве.
Впервые предстанут перед публикой 362 рисунка и 2 картины из собрания Бременского музея, вывезенные в июле 1945 года из Германии в Россию капитаном Советской армии Виктором Балдиным.
Согласно пояснительной записке, подготовленной в Минкультуры РФ в связи с развернувшейся дискуссией вокруг намерения федерального Минкультуры вернуть Бременскому музею его собственность (дискуссия развернулась по инициативе председателя Комитета по культуре Госдумы РФ Николая Губенко), история вывоза этой коллекции выглядит так.
В разгар второй мировой войны - в 1943 году - Бременский кунстхалле эвакуировал свои художественные ценности для обеспечения их сохранности в условиях войны в замок Карнцов (округ Кириц, земля Бранденбург). В июле 1945 года замок был занят частями 38-й Пинской инженерно-саперной бригады 61-й армии. Капитан Виктор Балдин обнаружил огромное количество рисунков, которые некоторые из его солдат пытались употребить на самокрутки. Собрав, что смог (362 рисунка и 2 картины), В.Балдин вывез их в Москву.
"По сути, Балдин спас эту часть армянской коллекции, - неоднократно подчеркивал на пресс-конференциях и брифингах последних дней министр культуры РФ Михаил Швыдкой. - И это понимали в самой Германии - недаром в Бремене советскому капитану был присвоен титул почетного гражданина города. Но юридически Балдин вывез свою коллекцию незаконно - в качестве личного трофея. В течение нескольких лет Балдин тайно держал коллекцию у себя дома в Москве, боясь обнародовать свой трофей. Позднее, став директором Музея архитектуры, он передал коллекцию туда. В этот музей коллекция и вернулась в эти дни на выставку.
Законный вывоз трофеев из Германии после Победы 1945 года осуществлялся лишь по распоряжению советского командования, действовавшего после победы над гитлеровцами на территории Германии - в качестве компенсации за причиненный гитлеровцами ущерб Советскому Союзу. "Именно поэтому, - считают Швыдкой и возглавляемое им министерство, вопрос о возвращении "балдинской коллекции" Германии не подпадает под нынешний Закон о реституции, а подпадает под Закон о ввозе и вывозе и Гражданский кодекс, на основе которых Минкультуры РФ и намеревалось возвратить коллекцию в Бремен".
29 марта выставка "балдинской коллекции" должна была открыться в Германии. Теперь выставка открывается в тот же день, но в России. Перед московской публикой предстанут рисунки Рембрандта и Дюрера, Буше и Коро, Дега, Делакруа, Гойи, Тулуз- Лотрека, Мане. И две картины, одна из которых принадлежит кисти великого испанского живописца Франсиско Гойи.
Эта картина входила в число 20 произведений, которые, по предварительным договоренностям между министрами культуры России и Германии и между дирекциями Эрмитажа и Бременского кунстхалле, должны были остаться в России - в санкт-петербургском Эрмитаже.