Российский КиноСоюз опубликовал заявление с требованием восстановить в должности уволенного директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и отправить в отставку министра культуры Владимира Мединского
Russian Look
Российский КиноСоюз опубликовал заявление с требованием восстановить в должности уволенного директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и отправить в отставку министра культуры Владимира Мединского
 
 
 
Российский КиноСоюз опубликовал заявление с требованием восстановить в должности уволенного директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и отправить в отставку министра культуры Владимира Мединского
Russian Look

Российский КиноСоюз опубликовал заявление с требованием восстановить в должности уволенного директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и отправить в отставку министра культуры Владимира Мединского.

"Последовательно выступая в защиту свободы художественного творчества от мракобесия, КиноСоюз считает вопиющим произволом увольнение директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича в связи с постановкой оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер". Мы требуем немедленного восстановления Мездрича в должности и смещения министра культуры Владимира Мединского, который уже не впервые нарушает Конституцию РФ посредством введения цензуры и преследует несогласных с его антикультурной политикой", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте организации.

Заявление подписали режиссеры Андрей Смирнов, Виталий Манский, Марина Разбежкина, Юрий Богомолов, Гарри Бардин, Андрей Прошкин, Алексей Федорченко, кинокритики Виктор Матизен и Андрей Плахов, сценарист и писатель Михаил Липскеров и другие. В общей сложности подписи поставили около 20 человек.

Напомним, директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич был уволен 29 марта после скандала вокруг постановки оперы Вагнера "Тангейзер". В Минкульте заявили, что Мездрич уволен "за невыполнение указаний учредителя": в частности, директор отказался извиняться за спектакль, который не понравился представителям РПЦ. Они сочли, что постановка оскорбляет чувства верующих.

Вместо Бориса Мездрича Минкультом был назначен известный бизнесмен Владимир Кехман, возглавляющий Михайловский театр. Он собирается совмещать обе должности и переименовать НГАТОиБ в "Большой театр Сибири". Ранее на общественном заседании министерства, посвященном "Тангейзеру", Кехман выступал против постановки и за увольнение директора театра.

Театральный и кинорежиссер, руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников назвал историю с увольнением директора НГАТОиБ Бориса Мездрича ужасной. "Что я могу сказать, кроме слова *****? Какие у меня слова для этого есть? Я считаю, что это чудовищная новость. Я надеюсь, что завтра она окажется уткой. Может, это все неправда? Потому что если это так, то это просто ужасно. Ужасно, ужасно, ужасно! Это какая-то совсем уже некрасивая история", - сказал Серебренников в интервью радиостанции "Говорит Москва".

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин решительно осудил действия Минкульта. "Рубим сук, на котором сидим. В провинции мало хороших директоров театров. Их дефицит наблюдается и в Москве. Борис Мездрич - опытнейший директор, он поднимал многие театры", - сказал он ТАСС. "Увольняя таких людей, мы можем пробросаться профессионалами", - резюмировал глава СТД.

При этом в Кремле увольнение Мездрича назвали вынужденным и предложили, чтобы постановки в российских государственных театрах проходили экспертизу во избежание подобных конфликтов. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий покаянно признался, что региональное правительство опоздало с оценкой конфликта вокруг оперы "Тангейзер" и обещал, что постарается не допустить столь масштабных общественных противостояний в дальнейшем.

Звягинцев назвал заседание Минкульта по "Тангейзеру" советским "пропесочиванием инакомыслящих"

Незадолго до увольнения Бориса Мездрича с поста директора НГАТОиБ в защиту постановщиков "Тангейзера" и руководства театра в своем блоге на сайте проекта "Сноб" высказался кинорежиссер Андрей Звягинцев, осудивший цензуру и давление на художников.

Разобрав по цитатам стенограмму заседания в Минкульте, на котором состоялось общественное обсуждение оперы "Тангейзер" и конфликта вокруг спектакля, Звягинцев отметил, что это обсуждение больше напоминает не дискуссию, а советские "чистки", "коллективные судилища", "пропесочивания инакомыслящих", которых лишают возможности выражать собственную позицию, называя ее "выпадом против общественного мнения".

Кинорежиссер отмечает, что некоторые заявления, прозвучавшие на заседании, в том числе сделанные представителями Минкульта, на практике не соблюдаются. Так, в "Основах культурной политики" говорится, что необходимо "создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала", хотя в действительности эти условия никто не создает.

Звягинцев возмущен выступлениями на совете представителей РПЦ: "Что это за увещевания? Зачем в Общественном совете, в стенах Министерства культуры пока еще светского государства, в котором должны быть не только уважаемы, но и гарантированы Конституционные права граждан на самоопределение в части приверженности к той или иной религии или - напротив - отсутствия связей с ней, произносятся слова, которые уместны только в стенах храма или среди верующих?"

Он напомнил, что именно РПЦ была инициатором противостояния в обществе в связи с постановкой "Тангейзера".

"На этом же собрании говорилось и о 44-й статье Конституции Российской Федерации: о свободе литературного и художественного творчества. Так что же? Есть свобода творчества, или ее нет? Свобода, она ведь как булгаковская рыба, не бывает первой свежести. Вторая ее свежесть - это уже цензура. Ну, так скажите прямо: хотим вернуть цензуру. Называйте вещи своими именами. Вот Всеволод Чаплин на этом заседании призывал неоднократно быть смелыми. Ну так будьте же смелыми и скажите: "Хотим ввести цензуру", - пишет Звягинцев.

"Приходится напомнить главный принцип демократии: никто не может подвергаться преследованию за свои убеждения. Так давайте же признаем сразу, что мы живем уже в другой среде, и ее никак нельзя назвать демократической. Тогда в какой среде мы живем? Этот вопрос куда более значим сегодня. И вот о чем следует дискутировать в Общественном совете: об утрате нами свободы, о том, как она умаляется на наших с вами глазах, словно шагреневая кожа; и как это унижает человеческий дух, когда под благовидными предлогами попирается право, дарованное человеку самим Богом", - пишет Звягинцев.