"Гоголевский кинофестиваль" открылся во вторник в Москве накануне 200-летия со дня рождения великого русского писателя, которое отмечается 1 апреля. Его проводит государственное предприятие "Московское кино" в восьми столичных кинотеатрах, сообщает ИТАР-ТАСС.
Москвичам предложена экранизация пьес "Ревизор" и "Женитьба", а в последующие дни они смогут увидеть картины "Вий", "Мертвые души", "Майская ночь, или утопленница", "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" и другие.
Фестиваль, который продлится по 5 апреля, носит благотворительный характер. Все его сеансы идут бесплатно. А в ночь с 3 на 4 апреля кинотеатр "Художественный" проводит ночь анимации, куда вошли многие ленты на сюжет произведений Гоголя.
"Экранизация произведений классика - это важный этап в истории развития отечественной кинематографии", - сказала киновед Ирина Гращенкова. Она напомнила, что только мастера игрового кино обращались к его произведениям около 40 раз. А первый фильм по Гоголю был снят 100 лет назад.
Это немая лента "Мертвые души" популярного тогда режиссера Петра Чердынина. Кстати, в 30-е годы, сценарий фильма "Мертвые души" написал Михаил Булгаков, но он не был принят к постановке. В дальнейшем к этому произведению обращались режиссеры Михаил Швейцер и Павел Лунгин.
"Интерес с самого начала рождения и становления отечественного кинематографа к русской классической литературе во многом определил дальнейшие пути его развития и направления творческих поисков режиссеров и актеров, в частности, их интерес к духовному миру героев, их психологии", - отметила Гращенкова.
Естественно, что творчество Гоголя привлекало внимание ведущих деятелей отечественного кино. Например, повесть "Шинель" экранизировали сначала Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. А затем уже в 1960 году великолепный актер Алексей Баталов дебютировал как режиссер с фильмом "Шинель". В главной роли там выступил Ролан Быков, который вскоре после этой работы сам поставил фильм по повести "Нос".
Дважды на экранах появлялись разные версии пьесы "Женитьба". Первую из них снял еще в 1937 году великолепный комедийный актер Эраст Гарин и сыграл там роль Подколесина. В трех вариантах существует на экране и комедия "Ревизор", в том числе и в постановке Леонида Гайдая.
Уникальную возможность увидеть многие из этих неизвестных сегодня широкой публике фильмов предоставляет нынешнему зрителю московская библиотека киноискусства имени Сергея Эйзенштейна. Программу, посвященную 200-летию Гоголя, подготовил видный московский киновед Вячеслав Шмыров, главный редактор журнала "Кинопроцесс". Просмотр проходит в кинозале библиотеки.