18-летняя чернокожая британка извела свою соседку ирландского происхождения оскорблениями, после чего женщина подала на юную склочницу в суд. Однако служители закона посчитали, что сравнение с "маленьким зеленым человечком" не является примером расовой дискриминации.
Королевский суд Ливерпуля (графство Ланкашир) оправдал 18-летнюю Анделизу Такер, обвинявшуюся в расовой ненависти и оскорбительном отношении к своей соседке родом из Ирландии, пишет The Daily Mail.
Главной уликой против неучтивой британки стали ее слова "долбанная лепреконша", брошенные в адрес беременной соседки.
Судья Брайен Холлоуэй вынужден был сделать экскурс в историю, вспомнив легенды о маленьких зеленых человечках, а также упомянуть символ Ирландии - гнома Лепрекона. Однако итогом этого тщательного культуроведческого анализа стало непризнание вины за подсудимой, поскольку судья пришел к выводу, что сравнение с мифическим существом не является прямым расовым оскорблением.
Между тем истица, узнав о решение суда, едва не расплакалась от обиды. "Она - расист и должна была ответить за свои действия", - в сердцах воскликнула женщина.
В случае, если бы суд признал обвинения в расизме справедливыми, Анделизе грозил бы 2-летний тюремный срок.
Адвокат подсудимой Луиза Макклоски представила аргументы в пользу своей подзащитной, назвав "безумием" попытку обвинить девушку в расизме за сравнение с гномом.
Как следует из материалов дела, 39-летняя Элеонора Винс обратилась в полицию с жалобой на Анделизу Такер в июле 2007 года. Возмущенная женщина рассказала, что на протяжении года ей приходилось выслушивать оскорбления и даже угрозы от своей агрессивной соседки. "Это было сущим адом", - признается она.
Мать пятерых детей вспомнила, что впервые подверглась словесной атаке со стороны соседки после того, как случайно залила их сад, сообщает ClickLiverpool.com. "Она пришла ко мне, начала кричать и была очень враждебна, хотя не было для этого причины", - вспоминает потерпевшая.
Ирландка утверждала, что девушка обзывала ее "белфастской уродиной", а ее детей - вонючками. Оскорбления сыпались на женщину чуть ли не ежедневно, а в одной из таких стычек Такер принялась угрожать и без того напуганной соседке, что "вышибет ребенка из ее живота". "Она действительно намеревалась это сделать", - уверена потерпевшая.
Между тем ее обидчица утверждает обратное. Она рассказала, что в тот злополучный день делилась впечатлениями о фильме про гномов со своей сестрой, а в это время соседка просто проходила мимо и приняла услышанное в свой адрес. "Она строит из себя жертву, хотя сама обзывала нигершей и другими обидными словами", - утверждает Такер.
Как отмечает издание, иногда подобные склоки заканчиваются для одной из сторон тюремным заключением. Так, например, произошло в 2007 году, когда дальнобойщик из Ирландии был заключен в тюрьму после того, как обозвал свою знакомую "английской сучкой".
Дело "Пакиса"
В начале 2007 года в Великобритании завершился не менее курьезный процесс по аналогичному обвинению. Тогда судья посоветовал мужчине, назвавшему полицейского медика, родом из Пакистана, "е…м пакисом": "В следующий раз назови его жирным ублюдком и ничего не говори о цвете его кожи".
В суде было сказано, что 36-летний Мэттью Стиддерт находился в пабе в городе Доулиш, в южном Девоне, когда в это заведение в поисках разыскиваемого преступника нагрянула полиция. Стиддерт подходил под описание искомого и полицейские попросили его пройти с ними. В ответ мужчина начал ругаться и вести себя агрессивно, после чего был арестован за нарушение общественного порядка. Проведя два часа в камере, он потребовал врача, пожаловавшись на боль в спине. Когда прибыл доктор Имраан Джетам, Стиддерт не захотел, чтобы тот его осматривал.
Уголовному суду города Эксетер сообщили, что Стиддерт ругался и сказал врачу: "Я хочу видеть английского доктора, а не е…го пакиса". Стиддерт предпочел, чтобы его дело разбирал уголовный суд, где ему было предъявлено обвинение в намеренном нанесении оскорбления или причинении ущерба на расовой почве.
Судья Пол Дэрлоу выразил мнение, что дело вовсе не следовало рассматривать. По его словам, доктору Джетаму следовало "не обращать внимания" на оскорбления. Судья заявил: "Я удивлен, что это дело попало в уголовный суд. Прозвучала одна-единственная фраза, обращенная к человеку, которому не следовало воспринимать ее так серьезно".
В свою очередь прокурор Энн Рэддроп заявила, что "полицейский врач имеет такие же права, как и все остальные". А потому он мог подавать соответствующий иск.
На это судья Дэрлоу ответил советом, обращаясь к ответчику: "Тогда в следующий раз назови его (оппонента) жирным ублюдком и ничего не говори о цвете кожи. Наша полиция и уголовный суд завалены работой, и кто-то еще удивляется, почему мы с таким мрачным видом рассматриваем дело об одной реплике".
Вечером судья добавил, что его комментарии "не были призваны приуменьшить значимость расистских замечаний". Просто происшедшее приравнивается к словесному оскорблению, а это не уголовное преступление.
Дэрлоу пояснил, что оскорбительные слова произносил пьяный в адрес образованного и уважаемого члена общества, который в тот момент исполнял свои профессиональные обязанности. В такой ситуации сотрудник полиции просто не должен был реагировать на обидные слова.
Британцам разрешат убивать за оскорбление
В условиях судейского нежелания разбираться в соседских и прочих склоках с примесью расизма британские юристы изыскивают иные способы для того, чтобы граждане могли отстаивать свою поруганную честь. В июле 2008 года законодатели подготовили поправки в Уголовный кодекс страны, фактически дающие право убийства за серьезное оскорбление.
Эти поправки стали самыми серьезными юридическими изменениями за последние 50 лет. И хотя законопроект вряд ли будет принят до конца года, он уже вызвал серьезный скандал в обществе и протесты со стороны экспертов.
Инициаторами нововведения выступают защитники прав женщин, которые подвергались насилию в семье. Однако итоговые поправки, где предполагается частично оправдывать убийство из-за нанесенного оскорбления, оставляют в недоумении многих экспертов.
Если поправки в Уголовный кодекс вступят в силу, многим мужеубийцам удастся избежать сурового приговора. Женщине будет достаточно доказать, что убитый супруг унижал ее и угрожал насилием. Тогда убийство будет считаться неумышленным, а виновница избежит пожизненного заключения.
Примечательно, что для других категорий убийц тоже предусматриваются смягчающие наказание обстоятельства. Таковым, например, является "сильное оскорбление".
Роберт Велан из аналитического центра Civitas даже обвинил правительство в стремлении ввести в закон нормы уголовников. "Убить кого-то, потому что вас что-то оскорбило - это понятие из бандитской среды", - добавил правозащитник.
Лин Костелло из организации Матери против убийства и агрессии назвала подготовленные поправки "совершенным безумием". По ее мнению, законы должны быть прозрачными и не давать поводов для различных толкований.
Правозащитница предупреждает, что оговорка про оскорбление может стать мощным юридическим оружием в руках адвоката. А в итоге убийца избежит заслуженного наказания. Только исключительные обстоятельства, типа самообороны или защиты своих близких, могут служить основанием для смягчения наказания за убийство, говорит Костелло.
Между тем чиновники отметают обвинения в свой адрес, будто они готовят лазейки в законе для преступников. По словам министра юстиции Марии Игл, новая поправка будет применяться крайне осторожно: например, когда речь идет о давнем соседском споре, накал которого постепенно возрастал.
Чиновница также перечислила и другие исключительные случаи: когда словесное оскорбление наносится жертве преступления, провоцируя униженного человека на вспышку гнева. Или когда мать приходит домой и видит, как ее дочь подвергается изнасилованию.
В поправках оговорено, что в этих случаях речь идет о "внезапной потере контроля над собой". Отдельно также оговаривается, что сюда не включаются случаи убийств из-за супружеской измены. Отныне ревнивцы будут в любом случае представать перед законом на общих основаниях, обещает министр равноправия женщин и один из лидеров лейбористов Гэрриет Харман.
Подготовленные поправки будут включены в билль, обнародование которого состоится во время торжественной речи британской королевы в ноябре. В последующие месяцы законопроект будет рассмотрен в парламенте.