Статистика преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, перечеркивает все официальные заявления об успешности проводимой реформы. Даже по числу зафиксированных злодеяний свежеиспеченные полицейские не намного отстают от сексуальных извращенцев и детоубийц, пишет "Новый регион".
Только по данным Следственного комитета РФ, сотрудники которого работают лишь с небольшой частью правонарушений в стране, за 10 дней (с 21 августа по утро 1 сентября) было зафиксировано около 67 преступлений различной степени тяжести, совершенных работниками правоохранительных органов. Для сравнения, за этот же срок зафиксировано 105 преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми или детоубийством. Представители других профессий, традиционно вызывающих общественное раздражение, - чиновники, медики, таможенники и прочие, значительно уступают в преступной активности и педофилам, и полицейским.
Между тем, 1 сентября исполнился ровно месяц со дня завершения процесса трансформации милиционеров в полицейских. Президент Медведев объявил в Сочи, что "в целом доволен тем, как прошла реформа правоохранительной системы, все прошло предсказуемо и даже порадовало". По его словам, переаттестация - "это толчок, который должен подстегнуть нормальных, приличных людей".
А глава МВД Рашид Нургалиев на прошлой неделе в Костроме заявил без тени смущения, что в полиции оказались "только лучшие из лучших", а "взяточничество, злоупотребления и весь негатив остались позади". За такое смелое высказывание блоггеры немедленно наградили главу МВД прозвищем "эльфийский министр".
Криминальная хроника как будто подтверждает, что министр словно живет в мире иллюзий и оторван от действительности. Так, обретение нового статуса "господ полицейских" силовики отметили не только уже привычным вымогательством в кабинетах и на дорогах, но также "скальпированием сельских врачей, поджогом гастарбайтеров, насмерть сбитыми пешеходами, "внезапными" смертями задержанных в КПЗ и другими маленькими радостями служивых людей", пишет издание.
Пафос заявлений министра внутренних дел тут же подпортили его подчиненные. Буквально через пару часов после того, как речь Нургалиева передало российское телевидение, под Москвой был арестован лейтенант полиции, вымогавший деньги у гробовщика. В тот же день был взят под стражу заместитель начальника полиции во Владивостоке, пойманный на "крышевании" игорного притона. А еще один полицейский попытался сбежать с места аварии, в результате которой погиб водитель грузовика.
Как оказалось, в ряды элитных подразделений полиции благополучно проникли не только коррупционеры и взяточники, но также и самые настоящие садисты. В этом смысле наиболее отличились пермские омоновцы, которые после ссоры в деревенском кабаке поселка Усть-Черная Гайнского района решили "поиграть в индейцев". Стражи порядка устроили налет на дом селян и сняли скальп с 41-летнего врача Олега Бычкова. Вместе с погибшим медиком был избит и его друг Сергей Пипкин, но ему удалось выжить, хотя мужчину заставили копать себе могилу. Бычкова же не смогла опознать в морге даже собственная мать, настолько он был изуродован дубинками и бритвами.
В ходе "карательного рейда" бойцов полицейского спецназа пострадали и члены семьи Бычкова. А поводом для убийства врача стала ссора его жены с соседкой Ириной Джаматдиновой. За нее и вступился 24-летний ухажер, омоновец Евгений Вашкевич.
Выйти на след участников зверской расправы удалось из-за того, что один каратель обронил на месте преступления служебное удостоверение. Однако российская Фемида уже отпустила большинство подозреваемых на свободу: из семи участников нападения четверо стали свидетелями. Озаботившись спасением чести мундира, полицейское руководство уволило садистов задним числом из рядов ОМОНа.
Тем временем московские полицейские отметили успешное прохождение переаттестации поджогом и пытками корейских строителей. Наряд ДПС остановил автомобиль Nissan с четырьмя гастарбайтерами, которые везли в багажнике труп земляка. Корейцы рассказали, что они работают на стройплощадке в районе Бирюлево-Восточное. По их словам, увезти труп внезапно скончавшегося коллеги им приказал начальник.
Патрульные вызвали оперативно-следственную группу, вместе с которой прибыл 47-летний начальник угрозыска Сергей Суворов. Приехавшие были навеселе - их "выдернули" с празднования по случаю трансформации в полицейских. Сотрудники угрозыска с остервенением приступили к делу, буквально выпытывая у иностранцев, откуда у них взялся труп. Строителей избивали и поджигали им пальцы.
Когда наблюдавший за этим дежурный следователь из СКР по Южному административному округу представился коллегам-полицейским, те сбежали с места преступления. Одним из беглецов, объявленных в розыск, оказался 42-летний подполковник Эдуард Ляшев. Начальник ОРЧ Сергей Суворов на другой день после инцидента уволился по собственному желанию.
Еще одну парочку столичных полисменов уличили в разбойном нападении на бомжа-миллионера и его спутника. Старшина и младший сержант УВД по ЮВАО напали с бейсбольными битами на двоих граждан и попытались отобрать у тех почти 2 миллиона рублей. Правда, это получилось у горе-грабителей из рук вон плохо - один из потерпевших сумел отбить сумку с деньгами и сбежать от полицейских вместе с их битами.
Рядовые полицейские не верят в реформу
На случаи такого преступного поведения новообращенных полицейских в руководстве МВД отвечают обещанием увольнять их начальников. В первую очередь ответственность будут нести члены аттестационной комиссии, затем непосредственные руководители преступников в погонах. Однако до сих пор в официальных отчетах МВД, Генпрокуратуры или СКР не было информации о том, чтобы своего поста лишился кто-либо из крупных руководителей после очередного скандала вокруг криминальных похождений подчиненных. А большую часть преступлений МВД может списать на "дореформенный период", поскольку 90% правонарушителей были уволены из внутренних органов задним числом.
А министр МВД как ни в чем не бывало продолжает уверять граждан, что кандидаты на должность полицейского проходят самый тщательный отбор. "При отборе кандидатов в ряды полицейских мы использовали инновационные кадровые технологии, люди не просто заполняли анкеты, а проходили психофизиологические исследования, тестирования на алкогольную и токсическую зависимость, активно использовался институт личного поручительства, - говорит Рашид Нургалиев. - Это было сделано для того, чтобы в наши ряды не проникли случайные, посторонние люди, которые не смогут соответствовать новым требованиям, предъявляемым руководством страны и обществом к сотрудникам МВД".
Сами милиционеры на форуме "Клуба сотрудников милиции" приводят анекдотические случаи того, как проходил отбор в полицию. "Улыбнул ответ ППСника о сторонах света: "Север, юг, восход, закат". Сама лично слышала, ибо по очереди отвечала за этим чудо-полисменом", - написала одна из сотрудниц МВД. Другой участник обсуждения аттестации рассказал, что коллега написал в графе "Вероисповедание" - "крестьянин".
Строгость отбора легко ставится под сомнение и статистикой. Так, из 360 кандидатур на руководящие посты МВД сохранили свои должности 309 сотрудников (то есть почти 90%). Причем некоторые из уволенных остались работать в структурах МВД, а остальные ушли в отставку по возрасту.
Эксперты расценили такую реформу и переаттестацию как провальную. Если пропустить генералов через проверку на полиграфе, то на своих местах осталось бы всего 5-6 человек, заметили в московском профсоюзе сотрудников милиции. "Идут какие-то аппаратные изменения, которые не приводят к конкретным улучшениям. То, что мы видим на практике, – традиционный подход к ведомственной реформе. Мы оказались не готовы к серьезной чистке кадров", - отметила руководитель фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина.
На милицейских форумах отмечают, что сокращение затронуло, в основном, рядовых милиционеров.
Кстати, ранее российские деловые издания приводили среднюю стоимость поста в центральном аппарате МВД – от одного до десяти миллионов долларов, что сравнимо со стоимостью депутатского мандата в Госдуме. Данные о возможной стоимости постов в региональных управлениях и цене сохранения должности для среднего звена сотрудников МВД не приводились. Однако известны случаи вымогательства, когда милицейские боссы требуют денег у подчиненных за успешное прохождение переаттестации. Жертвами такого же кадрового шантажа становились даже генералы.
Примечательно, что и сами сотрудники МВД не верят ни в успех проводимой реформы, ни в харизму своего лидера. Один из блоггеров в погонах так поделился своими впечатлениями о визите министра в Ярославскую область (орфография сохранена): "Прилетал он (Рашид Нургалиев) на вертолете в одно увд ярославской области. построение личного состава. речь министра. в ответ дружное ура – ура – ура. и тут нурик решил поиграть в демократа. прошелся вдоль строя. кому руку пожал, кому подарил часы. у одного сельского участкового спросил – а у вас какая зарплата? 5 тысяч рублей, браво отрапортовал молодой лейтенант. в неделю? спросил улыбаясь министр...".
А милицейское начальство не оставляет надежд изобрести поистине инновационный способ борьбы с преступностью. На днях начальник главного управления обеспечения общественного порядка МВД России Юрий Демидов заявил, что одной из главных задач полиции является разъяснительная работа с потенциальными жертвами злодеев. По его мнению, граждане должны "перестать провоцировать преступников".
Вообще, слово "провокация" давно и прочно вошло в лексикон высокопоставленных чиновников. Многочисленные сообщения в СМИ о преступлениях, творимых людьми в погонах, в МВД тоже считают чуть ли не одной сплошной провокацией по дискредитации правоохранительных органов.