Криминологи американского штата Мичиган проанализировали статистику преступлений за несколько десятков лет и пришли к интересным выводам. По их мнению, всплески криминальных происшествий происходят по тем же законам, что и эпидемии. Иными словами, убийство является примерно таким же заразным явлением, как грипп или какой-либо иной вирус.
В своей работе криминологи применили те же методы, которые используют медики для изучения эпидемиологической ситуации. Только на этот раз использовались сведения по преступлениям, совершенным в Ньюарке (штат Нью-Джерси) с 1982 по 2008 годы, передает Michigan Radio.
Некоторые считают, что насилие, убийство и другие преступления передаются от человека к человеку подобно заразе. "Идея состоит в том, что насилие порождает насилие", - говорит одна из авторов исследования, сотрудница Мичиганского университета Эйприл Зеоли.
Среди причин, которые приводят к росту числа убийств, Зеоли называет страх. Перед лицом опасности даже законопослушные люди, проживающие в неблагополучных районах, становятся склонны совершить убийство в целях самообороны. Они охотнее приобретают огнестрельное оружие и готовы применить его при первой необходимости.
Ньюарк вызвал интерес ученых по той причине, что в нем наблюдается аномально высокий уровень преступности. За указанный 26-летний период число убийств в городе превышало средний показатель по стране в 3,5 - 5 раз (всего проанализировано 2 тысячи 366 таких преступлений).
Очевидно, что такую разницу сложно объяснить уже изученными факторами, влияющими на уровень насилия: например, распространением и доступностью оружия, долей людей с тюремным опытом и так далее.
Согласно гипотезе, выдвинутой Эйприл Зеоли и ее коллегами, преступность в какой-то мере сама себя воспроизводит, распространяясь подобно вирусам на соседние области.
В начале 1980-х годов много убийств совершалось в центре Ньюарка, но потом "эпицентр насилия" переместился в южную и западную часть города, пишет LiveScience. Зато северная и восточная часть Ньюарка, где селилось много иммигрантов, сохранили низкий уровень преступности. Эту особенность ученые связывают также и с тем, что среди проживающих там латиноамериканцев еще сильны общинные традиции, и оружие не воспринимается как средство решения проблем.
Напротив, высокий уровень преступности характерен для бедных городских кварталов.
Ученые считают, что их "вирусная" гипотеза позволит выработать более верную стратегию борьбы с преступностью. Например, подверженность бедных районов "криминальному заражению" может быть связана с отсутствием перспектив в получении образования и в трудовой деятельности.
Вместе с Эйприл Зеоли данную работу провели криминологи Джеcения Писарро и Кристофер Мелд, а также медицинский географ Сью Грейди. Это одна из первых попыток применить эпидемиологический подход к изучению преступности.