Сегодня тюрьмы Великобритании по внутреннему убранству ничем не уступают дорогостоящим хостелам, которые предоставляют туристам ночлег и пропитание на короткий срок, пишет газета The Times.
По данным министра юстиции Джека Стро, только за период с 1999 по 2006 годы более 37 тысяч заключенных отказались от различных вариантов условно-досрочного освобождения. Более того, за последние пять лет нашлись 42 чудака, которые незаконно проникли обратно в тюрьму.
Власти даже вынуждены были отказать заключенным в запланированном повышении зарплаты, чтобы не улучшать и без того вольготные условия существования осужденных. Премьер-министр Гордон Браун запретил эту индексацию по просьбе заместителя генерального секретаря Ассоциации тюремных надзирателей Глена Тревиса, по словам которого многие заключенные отказываются покидать тюрьмы, поскольку лекарства там дешевле, чем на воле.
Министр юстиции "теневого" оппозиционного правительства Ник Герберт считает ситуацию нетерпимой и обвиняет лейбористов в вопиющей некомпетентности. "Насколько безопасны наши тюрьмы, если преступники могут ворваться в них?" - задается риторическим вопросом оппозиционер. При этом для Герберта не важно, являются ли "возвращенцы" сексуальными преступниками, как утверждают официальные лица, или наркодилерами, которые таким образом пытаются доставить заключенным наркотики.
Впрочем, власти подчеркивают, что случаи незаконного проникновения в тюрьмы со строгим режимом крайне редки. Так, за прошедшие пять лет зарегистрирован только один подобный случай.
Среди причин, которые заставляют людей добровольно оставаться за решеткой, в британском Минюсте называют отсутствие у осужденного определенного места жительства или боязнь пропустить срок регистрации после своего освобождения.
В среду критическая ситуация с тюрьмами станет предметом обсуждения на заседании Конфедерации британских промышленников. Среди выступающих будет и глава Департамента коммунального хозяйства Нейл Бентли, который считает тюрьмы слишком затратными с точки зрения услуг по проживанию и кормлению заключенных. В результате в стране наблюдается колоссальное число рецидивов, когда двое из каждых трех осужденных уже в течение двух лет после выхода на волю вновь оказываются на нарах.
Среди подростков доля рецидивистов еще больше, достигая 75 процентов.
Впрочем, Бентли своеобразно оценивает причины этого явления. По его мнению, осужденные возвращаются в тюрьму, поскольку не досидели там положенный срок, а условия их заключения были слишком мягкими. Чиновник полагает, что задача тюрьмы - отбить у осужденного охоту туда возвращаться.
Для Бентли выпускать на волю развращенного комфортом преступника это то же самое, что и отчисление из школы ученика, не выучившего грамоту, или выписка пациента до проведения операции.
Согласно последним подсчетам Конфедерации британских промышленников, система правосудия расходует 120 миллиардов долларов бюджетных денег в год, что составляет примерно 5% ВВП.
Со своей стороны, представитель министерства юстиции считает упреки в мягкости тюрем просто смешными. Осужденный решением суда теряет самое главное - свою свободу, а внутренний режим в тюрьмах тоже варьируется вплоть до строгого.