В республике Мордовия пересмотрен скандально мягкий приговор, вынесенный судом в отношении убийцы сотрудника местной газеты. Первоначально подсудимого приговорили лишь к 120 часам исправительных работ.
Вторичное решение суда вынесено по делу 19-летнего студента педагогического института Олега Мочалина по кличке Боксерчик. Юношу признали виновным в убийстве 24-летнего студента и журналиста саранской газеты Виктора Вдовина, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на Генпрокуратуру. Теперь Ленинский райсуд Саранска назначил Мочалину новое наказание: 6 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Осужденный также должен выплатить 1,1 миллиона рублей в качестве моральной компенсации потерпевшим и около 100 тысяч рублей возмещения материальных затрат на погребение убитого.
Преступление, приведшее к резонансному разбирательству, совершено в ночь на 3 февраля 2007 года. Тогда 17-летний студент Пединститута имени Евсевьева Олег Мочалин находился в ночном клубе "Эсмеральда", расположенном на улице Коммунистической. Здесь он и столкнулся с оператором-дизайнером газеты "Шестой номер" Виктором Вдовиным, пишет газета "Столица С".
Как выяснили следователи, на протяжении нескольких лет молодые люди находились в неприязненных отношениях. Еще в 2004 году родная сестра Мочалина несколько месяцев встречалась с Вдовиным. В результате близости девушка забеременела. Однако ее родители настояли на аборте и разрыве отношений с "будущим отцом", поскольку Виктор имел "букет" судимостей и, по их словам, злоупотреблял спиртным. Олег также настаивал на том, чтобы "молодые" навсегда забыли друг друга.
Страшная развязка наступила в ночном клубе. Заметив Вдовина, Мочалин, как сказано в приговоре, "решил причинить тяжкий вред здоровью, для чего стал изыскивать возможность в малолюдном месте осуществить задуманное".
Около 3 часов ночи Олег пригласил ухажера своей сестры в мужской туалет, где применил по отношению к Вдовину навыки дзюдо. Этим видом спорта Мочалин занимался с 5-летнего возраста.
Злоумышленник схватил жертву за одежду и с силой ударил головой об угол стены, облицованной керамической плиткой. Затем резким движением развернул Вдовина и швырнул еще раз, пишет издание. В результате пострадавший рухнул на пол и остался лежать без движения, а сам Мочалин тем временем покинул увеселительное заведение.
По данным судмедэкспертов, потерпевший скончался от тупой закрытой травмы головы.
"Я сожалею о случившемся, - заявил на втором процессе Боксерчик, находившийся до приговора под подпиской о невыезде. - Умысла убивать у меня не было. Я сам пришел в прокуратуру с повинной".
Однако представитель Ленинской районной прокуратуры попросил суд считать явку с повинной недействительной, поскольку к тому времени милиция уже разыскивала подозреваемого. С учетом этого гособвинитель запросил для Мочалина 8 лет неволи. Однако суд решил иначе, признав при этом вину подсудимого доказанной.
"Авторитетно" приговорили
Как отметили в Генпрокуратуре, рассматривавший первоначально дело судья квалифицировал действия обвиняемого по статье 109 (причинение смерти по неосторожности) УК РФ и назначил ему наказание в виде 120 часов обязательных работ. При этом даже данная сравнительно мягкая статья УК предусматривает лишение свободы на срок до 2 лет.
Участие в убийстве Боксерчика не вызывало никаких сомнений. Момент преступления даже был заснят на камеры видеонаблюдения, установленные в клубе. Тем не менее приговор оказался возмутительно мягким.
Мать погибшего Виктора Татьяна Анатольевна была шокирована судейским вердиктом. "В приговоре написано, что мой сын первый ударил Мочалина, а тот его всего лишь толкнул! - глотая слезы, рассказывает женщина. - Витя, дескать, упал от толчка и разбил себе голову. А его там зверски били! У моего сыночка все лицо было один сплошной синяк".
Наличию видеозаписи убийства в суде тоже не придали значения. "Сначала ссылались на то, что у них нет программы для просмотра, - с горькой усмешкой продолжает Татьяна Анатольевна. - А когда запись все же приобщили к вещдокам, судья сказала, что ничего существенного на видео не замечает".
Потерпевшие предполагают, что "кому-то было нужно, чтобы суд ничего не видел". Говорят, что отец Мочалина - большой криминальный авторитет. Тем не менее, скандал вокруг беспрецедентного приговора разразился не сразу. Потеряв надежду на пересмотр дела в Мордовии, Татьяна Вдовина поехала искать правду в Москву. Побывала в приемной президента России, в Государственной думе, на приеме у генерального прокурора Юрия Чайки. После вмешательства столичных инстанций нелепый приговор все-таки был опротестован.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда республики Мордовия постановила приговор с пустяковым наказанием отменить, а уголовное дело направить на новое рассмотрение.
Вторично приговор оглашался 1 июня 2009 года в зале, набитом до отказа. "Суд считает, что для установления социальной справедливости наказание возможно только в виде лишения свободы", - произнес на этот раз судья. В итоге Мочалина признали виновным по статье 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть).
Примечательно, что данная статья предусматривает наказание в размере от 5 до 15 лет. Но было учтено, что подсудимый, в настоящее время работающий поваром, прежде не судим, раскаялся, характеризуется исключительно положительно. А самое главное, он совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Когда на руках Мочалина щелкнули наручники, он успел повернуться и попрощаться с родными. Все это происходило под плач Татьяны Вдовиной, матери погибшего Виктора.
"А сколько ему дали? - переспросила она. - Если честно, ничего не слышала, у меня такой звон в ушах стоял!.. Шесть лет?" После этого Татьяна сказала, что считает приговор справедливым.
"Тот, кто лишил моего сына жизни, обязательно должен понести наказание, - добавила она. - Как мать, я свою миссию выполнила - справедливость восторжествовала. Хотя, поверьте, сделать это было очень нелегко!"
Прокуратура Ленинского района тоже удовлетворена вынесенным вердиктом и не намерена обжаловать его, подытожил гособвинитель Василий Чигирев.