В Пакистане популярностью пользуется продажа частей своего тела у бедняков для того, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Мошенники, которые по деревням вербуют добровольцев для трансплантации органов, умалчивают, что человек после операции, как правило, остается непоправимо больным, а денег донору выплачивают в десятки раз меньше, чем зарабатывает на афере медицинская мафия.
CORRIERRE DELLA SERA (перевод на сайте Inopressa.ru) рассматривает проблему на примере деревни Султанпур Мела и ее жителей. Один из них, Мохаммед Ашраф, также продал свою почку. Холодильник остался единственным воспоминанием о 100 тысячах рупий (меньше 2 тысяч евро), которые посредник передал ему после операции в госпитале "Мухтар" в Равалпинди.
Почти у всех родных Ашрафа такие же, как у него, шрамы на боку. Этот шрам стал настоящим знаком принадлежности к определенной группе, больше чем документы и выписки из госпиталя, которые жители этой деревни демонстрируют со словами: " И меня оперировали, и меня". В деревне проживают 17 семей. И в каждой из них есть кто-то, кто продал свою почку.
В Султанпур Мела и в расположенных по соседству деревнях Кот Момин и Матила, по меньшей мере, 400 человек за последние три года прошли через операцию, чтобы заработать денег. В городе Саргода, в провинции Пенджаб, зафиксировано 3 500 таких случаев. Всего в Пакистане ежегодно пересаживается 6500 почек.
У Мохаммеда Ашрафа шесть братьев. Все шестеро продали по почке в госпитале в Равалпинди. А также двое двоюродных братьев и его 19-летний сын Омар. Ему было 16, когда он продал свою почку. Сейчас он болен и не может работать в поле. Крестьяне продают части своего тела, чтобы обустроить свою жизнь. Например, у них есть "почти исправные холодильники".
Чтобы выжить, заплатить за лекарство или собрать приданое дочерям, крестьянин вынужден просить денег у хозяина. За 50-60 тысяч рупий приходится бесплатно работать 4-5 лет или даже всю жизнь. Продавать себя - единственный выход, чтобы обрести свободу.
Один из местных землевладельцев, после своего переизбрания в национальную ассамблею заявил, что крестьяне становятся жертвами обманщиков, которые стучатся в их двери и предлагают стать донорами. "В этом вина медицинской мафии, - утверждает он, - проблема - в Равалпинди, а не здесь. Мы никого никогда не принуждали что-либо делать, напротив, мы помогаем бедным. Однако, некоторые бедняки хотят легких денег и готовы на все ради этого".
За три года каждый, кто стал жертвой донорства, становится посредником для кого-то другого. "Мы никого не заставляем и не покупаем органы, - говорят врачи госпиталя в Равалпинди. - Это частное дело донора и того, кто получает почку ".
В этот город приезжают богатые и отчаявшиеся больные из Европы и Ближнего Востока: чтобы получить почку, они платят до миллиона рупий, сумму, в десять раз превосходящую ту ,что оказывается в кармане донора.
В Султанпуре начинают продавать свои органы не только для того, чтобы рассчитаться с долгами. Некоторые продают почку, чтобы сделать себе спальню или купить современный телефон, как у "миллионера".