В липецкой колонии строгого режима N6 раскаявшийся преступник-рецидивист строит в храм и отказывается выходить на свободу. Анатолий Тошев был приговорен к 9 годам за убийство человека. Общий тюремный стаж Тошева 20 лет, он находится в колонии уже в пятый раз.
На этот раз, отсидев две трети срока, Тошев получил право на условно-досрочное освобождение. Однако он отказался воспользовался этим правом и заявил, что дал Богу обет построить в колонии храм и, пока его не выполнит, никуда из колонии не уйдет.
По паспорту Тошева зовут Таир Шайморданович, он наполовину узбек. Его отец Шаймордан и мать Мария познакомились во время Великой Отечественной на Белорусском фронте. После войны поженились и уехали в Душанбе. Там у них родились четверо детей. В ЗАГСе всех зарегистрировали с восточными именами, но в жизни родители решили "поделить" своих детей поровну. Двое стали мусульманами, двое христианами. Так Таир стал Анатолием.
Первый срок Тошев получил в 14 лет - за избиение одноклассника ему дали 4 года. Пока сидел, добавили еще два - за драку в тюрьме. Освободился в 20 лет и через полтора месяца снова сел на год - за нарушение надзорного режима. Побыл на воле 2 месяца, снова попал в тюрьму за драку на три с половиной года. После освобождения снова получил пять с половиной лет - за то, что ударил начальника уголовного розыска центрального района города Душанбе.
К 33 годам Анатолий стал авторитетной личностью в определенных кругах. Удар по уху начальника угрозыска в совокупности с внушительным уголовным стажем сделали свое дело. Во время четвертого срока он уже ни в чем не имел нужды, а в высших уголовных сферах стоял вопрос о его "коронации". Но стать титулованным вором в законе Тошеву помешала любовь. На четвертом сроке один осужденный показал ему фотографию своей сестры. Они начали переписываться, потом она стала ездить к нему на свидания. Еще до того, как он освободился, женщина забеременела и родила сына. Когда срок закончился, они поженились.
В 1984 году Тошев решил завязать. Впервые в жизни он несколько лет жил свободным человеком. Анатолий стал работать специалистом по художественной лепке. Делал лепные алебастровые потолки и стены в театрах, учреждениях, домах состоятельных людей. Зарабатывал очень хорошо: уже через год смог купить трехкомнатную квартиру. Однако вскоре в Таджикистане началась гражданская война.
В 1992-м на улице в Душанбе в сына Тошева попала шальная пуля, мальчик погиб. Родители вынуждены были бежать из Таджикистана - сначала в Белоруссию, потом в Россию, в Калужскую область, райцентр Износки. Нашли работу скотниками на ферме.
После ссоры с местными жителями и драки было возбуждено уголовное дело, и семь с половиной месяцев Тошев отсидел в СИЗО, но потом дело закрыли за недоказанностью.
После освобождения Анатолий с Татьяной по направлению миграционной службы снова оказались в Калужской области. На этот раз их устроили охранять дачный поселок. Прожили кое-как еще два с половиной года. Но после дефолта 1998 года дачники больше не могли содержать охрану, и Тошевы снова оказались под открытым небом. Об этой истории пишет газета "Известия".
В поисках жилья они оказались в Оптиной пустыни. Там Анатолию удалось пообщаться с духовником монастыря схиигуменом Илием, который посоветовал ему круто изменить свою жизнь. Все шло к тому, что они могли остаться в Оптиной. Жена Тошева получила работу в трапезной, а он мог жить и дальше насельником. Однако супруги решили уйти оттуда.
Анатолий устроился пастухом в 20 километрах от Оптиной. "Напарник мой Юрка, с которым мы по очереди пасли стадо, очень сильно поддавал на пару с женой своей Валентиной. Дошло до того, что я его в дом перестал пускать. И вот однажды в очередной раз выгнал его с порога, а сам пошел сигарет купить. Прихожу, а он в сенях Татьяну мою руками душит. Ну тут меня с тормозов и сорвало. Не помню, что я делал, но только когда я в себя пришел, Юрка был уже неживой", - рассказал Тошев.
Теперь он строит храм на зоне. Здание и купол храма уже готовы, осталось установить кресты и произвести отделку. Отец Роман, который курирует стройку от Липецкой епархии, обещает, что в этом году в храме уже начнутся службы. Тошев говорит, что когда кончится срок, поедет в Оптину пустынь и будет жить так, как ему там скажут.