12 декабря 2017 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по жалобе, поданной юристами "Комитета против пыток" в интересах жителя Марий Эл Руслана Лебедева
Global Look Press
12 декабря 2017 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по жалобе, поданной юристами "Комитета против пыток" в интересах жителя Марий Эл Руслана Лебедева
 
 
 
12 декабря 2017 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по жалобе, поданной юристами "Комитета против пыток" в интересах жителя Марий Эл Руслана Лебедева
Global Look Press

12 декабря 2017 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по жалобе, поданной юристами "Комитета против пыток" в интересах жителя Марий Эл Руслана Лебедева. Он в 2007 году был избит стражами порядка.

Страсбургские судьи установили, что Россия нарушила в отношении Руслана Лебедева статьи Европейской конвенции о запрете пыток, праве на свободу и личную неприкосновенность, об обязательстве государства проводить эффективное расследование. Европейская Фемида обязала российские власти выплатить потерпевшему в качестве компенсации морального вреда 30 тысяч евро, сообщает сайт "Комитета против пыток".

"Власти России настаивали на том, что телесные повреждения были получены Лебедевым при задержании, когда к нему якобы на законных основаниях была применена физическая сила. Однако даже если предположить, что Лебедев получил столь многочисленные телесные повреждения в момент задержания, то очевидно, что такой уровень насилия не является пропорциональным", - комментирует решение ЕСПЧ юрист "Комитета против пыток" Екатерина Ванслова.

Европейский суд также акцентировал внимание на том, что административное дело в отношении Лебедева было инициировано через месяц после его задержания, а само задержание "даже не было задокументировано и не преследовало законной цели".

Житель поселка Новый Торъял в Марий Эл Руслан Лебедев обратился к правозащитникам еще 10 лет назад. Мужчина рассказал, что в ночь на 31 марта 2007 года был жестоко избит милиционерами.

Руслан в компании троих знакомых возвращался на автомобиле из соседней деревни. Через некоторое время один из пассажиров заметил, что за ними едет автомобиль с включенным проблесковым маячком, однако водитель продолжил движение и остановился лишь в самом Новом Торъяле, так как закончился бензин.

Из вставшего рядом автомобиля "ВАЗ-2115" вышел сотрудник милиции в форменной одежде. Руслан и его друзья также вышли из машины.

Сотрудник МВД стал их расспрашивать, почему они не остановились. Уже через 3-4 минуты к месту происшествия подъехал милицейский УАЗ, из которого выбежали несколько сотрудников милиции. Они повалили молодых людей на землю и начали избивать руками и ногами. Затем всех задержанных отвезли в ОВД Новоторъяльского района, где избиение продолжилось. В частности, у Руслана "выпытывали" информацию про автомобиль и водителя.

После такого общения со стражами порядка Руслан был вынужден около месяца лечиться в больнице. У него были диагностированы закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, сотрясение головного мозга, множественные ссадины лица и гематомы, гематома затылочной области слева, височных областей, множественные ссадины спины, шеи, плеча, правой боковой поверхности туловища, ушиб поясничной области, ушиб правой ушной раковины.

Уже 31 марта 2007 года мать Руслана, Раисия Лебедева, обратилась с сообщением о преступлении в прокуратуру Новоторъяльского района. Однако уголовное дело не было возбуждено: сначала работники прокуратуры, а потом следователи Следственного комитета шесть раз отказывали в возбуждении дела, считая, что Руслан получил телесные повреждения в результате законных действий силовиков.

В декабре 2007 года правозащитники направили жалобу в интересах Руслана Лебедева в Европейский суд по правам человека. В январе 2013 года она была коммуницирована, и российским властям были заданы вопросы по обстоятельствам произошедшего.

Продолжалась работа и на национальном уровне. Очередное "отказное" постановление, вынесенное 20 мая 2013 года, правозащитники обжаловали более трех лет: сначала его признали законным районный и республиканский суды, позже - прокуратура и следственное управление по республике Марий Эл. Только после подачи жалобы в Следственный комитет Российской Федерации это постановление 8 февраля 2017 года было признано незаконным и отменено, а материалы возвращены в Советский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Марий Эл для возобновления проверки.

Тем не менее уголовное дело так и не было возбуждено. Были проведены еще три дополнительные проверки, которые заканчивались вынесением постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Причем все эти "отказные" были вынесены уже после того, как истек срок привлечения виновных к уголовной ответственности по такой категории дел.

Избитый 10 лет назад нижегородец получил 10 тысяч евро

12 декабря ЕСПЧ рассмотрел аналогичную жалобу, которую подал житель села Дивеево Нижегородской области Вадим Королев. Страсбургские судьи установили, что сотрудник милиции незаконно применил к заявителю физическую силу, а расследование этого инцидента не было эффективным. В связи с этим Королеву была назначена компенсация морального вреда.

Вадим Королев обратился в "Комитет против пыток" в 2008 году. Мужчина сообщил правозащитникам, что 24 марта 2007 года около 23:00 он находился на крыльце дивеевского Дома культуры со своими друзьями. В это время к ним подошел известный Королеву сотрудник милиции, одетый в гражданскую одежду, который не пожелал делить крыльцо ДК с кем-либо, и попросил молодых людей подыскать себе другое место для "стоянки". Поняв, что милиционер пьян, компания решила выполнить просьбу, не нарываясь на скандал.

Как вспоминал Вадим, конфликта все же избежать не удалось. Страж порядка стал приставать к девушке, за которую Королев стал заступаться. Тогда сотрудник МВД угрозами заставил его сесть в автомобиль и отвез в Дивеевский РОВД. Там милиционер начал избивать Вадима, нанося множественные удары по ногам, при этом сотрудник был обут в тяжелые армейские "берцы". Поэтому после избиения Королев долгое время испытывал сильную боль.

По словам Вадима, за избиением наблюдал коллега этого милиционера, который, однако, не счел нужным вмешаться в "воспитательную работу". У Вадима забрали личные вещи, поместили его в камеру для административно задержанных. Там мужчина находился до утра 26 марта.

В тот же день пострадавший обратился за помощью в больницу, где у него были диагностированы синяки, гематомы и кровоподтеки голеней, суставов, а также ссадины на локтях.

Также Королев обратился в прокуратуру Дивеевского района с заявлением о применении к нему насилия со стороны сотрудника милиции. За время проведения проверки следователи вынесли четыре незаконных постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии обжаловались правозащитниками. Однако пятый отказ был признан законным судебной коллегией по уголовным делам Нижегородского областного суда.

"Исчерпав все возможности добиться восстановления нарушенных прав Вадима Королева на национальном уровне, юристы "Комитета против пыток" направили в его интересах жалобу в Европейский суд по правам человека. 12 декабря 2012 года она была коммуницирована", - говорится в заявлении правозащитников.

Также правозащитники подали иск о компенсации морального вреда, причиненного Королеву неэффективным расследованием. 10 декабря 2013 года он был частично удовлетворен - Нижегородский районный суд присудил истцу компенсацию в размере десяти тысяч рублей при заявленной сумме в тридцать тысяч рублей.

12 декабря Европейский суд по правам человека вынес постановление по этой жалобе. Страсбургские судьи установили нарушение статьи 3 Европейской конвенции по правам человека в части запрета жестокого обращения, а также в части обязательства провести эффективное расследование. В связи с этим Вадиму Королёву была присуждена компенсация морального вреда в размере десяти тысяч евро.

"Европейский суд сегодня подтвердил версию об избиении, которую Вадим Королев на протяжении нескольких лет безуспешно пытался доказать следствию, а затем и суду. К сожалению, виновные в совершении преступления наказания уже не понесут, так как в марте этого года истек срок давности привлечения к уголовной ответственности", - говорит юрист "Комитета против пыток" Сергей Бабинец.

По утверждению правозащитников, европейский суд уже неоднократно обращал внимание в своих решениях на неспособность российских властей эффективно расследовать обращения о пытках. При этом определенные формальные действия осуществляются - проводятся доследственные проверки, которые заканчиваются вынесением отказов в возбуждении уголовных дел.

"Конкретно в этом деле следователи так и не устранили целый список противоречий, а выводы были основаны преимущественно на показаниях лиц, на которых заявитель указал как на применивших к нему насилие, - говорит юрист международно-правового отдела "Комитета против пыток" Екатерина Ванслова. - Не были даже даны разумные объяснения по поводу телесных повреждений у Королева".

Символично, что оба решения ЕСПЧ об истязаниях в полицейских участках вынесены 12 декабря, в День Конституции РФ, нормы которой, как свидетельствуют принятые решения, грубо попираются российскими чиновниками на всех этажах власти.