Представители англосаксонской музыкальной культуры выступили с протестом против использования своих песен в качестве инструмента жестокого психологического давления на узников тюрьмы в Гуантанамо, подозреваемых в терроризме.
В Великобритании откровения бывших заключенных особой тюрьмы Гуантанамо вызвали громкий скандал. Пострадавшие рассказали, что в заключении их пытали рок-музыкой и это наказание для них было самым ужасным. Исполнители популярных хитов, узнав о том, что их музыка сводила с ума в буквальном смысле, намерены привлечь к ответственности виновников "музыкальной казни", пишет газета The Guardian.
По данным британских правозащитных организаций, пытки в стиле "музыкальной шкатулки" используются американцами по крайней мере последние 20 лет. Например, лирические баллады группы Guns'N'Roses и короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, разносящиеся из включенных на полную мощность громкоговорителей, должны были заставить сдаться панамского военного диктатора Мануэля Норьегу. С тех пор Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США взяло на вооружение этот метод психологической борьбы.
Впрочем, многие современные музыканты возмущены тем, что их вовлекли в войну с мировым терроризмом против их воли. Так, американский рок-музыкант и создатель всемирно известного хита Born in the USA (Рожденный в США) Брюс Спрингстин выразил свое недовольство по поводу использования его песни в родной армии. Эта любовь негативно сказалась на популярности хита, уверен артист.
На празднование 60-ой годовщины принятия Всеобщей декларации прав человека к артисту присоединились такие известные группы как Massive Attack, Elbow, лидер группы Rage Against The Machine Том Морелло, создатель проекта UNCLE Джеймс Лавелль, британский композитор и продюсер Мэтью Херберт, группа Magic Numbers, а также рок-исполнитель и киноактер Билл Бэйли.
"Сидят люди в темной комнате, заключенные в наручники и с полиэтиленовыми пакетами на голове, а тут еще и музыка вопит", - возмущается популярный британский композитор и исполнитель Дэвид Грей.
Многие из заключенных содержались в тюрьме тайно. Местонахождение их было неизвестно, и всех их ждала одна участь: многочасовые пытки громкой музыкой, дабы сломить их волю. Важно и то, что после подобных пыток на теле заключенных не оставалось следов побоев и доказать подобные издевательства было бы сложнее.
"Это была пытка и не имеет значения, какая музыка звучала в этот момент, - продолжает музыкант. - Это мог быть Чайковский или даже песенки Динозаврика Барни - не важно, что окончательно сведет с ума".
Житель Великобритании Биньям Мухаммед был одним из военнопленных Гуантанамо. Находясь в секретной тюрьме в Марокко, узник перенес страшную пытку, когда его половой член разрезали вдоль острым лезвием ножа. Мухаммед вспоминает, что громкая музыка, сопровождающая пытку, буквально сводила его с ума.
Подвешенный за ноги и лишенный сна, Мухаммед был вынужден слушать Slim Shady Эминема и группу Dr.Dree на протяжении двадцати дней, рассказал его адвокат и руководитель правозащитной организации Reprieve Клив Стаффорд Смит.
Многие не вынесли такого испытания, сойдя с ума. "Я слышал, как обезумевшие люди бились головой о стену и истошно кричали", - с ужасом вспоминает бывший заключенный.
Некоторые из пострадавших считают, что наказание музыкой было хуже, чем даже традиционные методы физических пыток, в том числе пытки утоплением.
Стаффорд Смит рассказал, что администрация Буша заявляла прежде о безвредности подобных мер воздействия. "Представьте, у Вас есть выбор, - цитировал он слова своего подзащитного. - Потерять зрение или сойти с ума. И в то время, пока ваши глаза заплывают от жесточайших ударов, Вы продолжаете сомневаться: а может быть, стоило сделать другой выбор?"
Бывший заключенный Дональд Ванс сетует, что ему приходилось постоянно слушать хард-рок. "Было много музыки NineInch-Nails,- вспоминает он.- Я даже не могу сказать, сколько раз мне приходилось слушать We Will Rock You группы Queens". Через два года Ванс был освобожден, но с тех пор он никогда не слушает громкую музыку, а дома у него всегда очень тихо.
Правозащитная организация, представляющая интересы 30 бывших заключенных Гуантанамо, привлекла к этому громкому делу и звукозаписывающую компанию Zero dB, которая, в свою очередь, заручилась поддержкой британского союза композиторов Musician Union. Этот союз и пригласил музыкантов принять участие в протесте против такого позорного использования их песен.
Между тем, не все музыканты поддерживают инициативу своих коллег и правозащитников. Солист техасского квартета Drowning Pool Стив Бентон, чья песня Bodies (Тела) использовалась в качестве пытки, сказал буквально следующее: "Меня распирает гордость от мысли, что наша песня использовалась для того, чтобы предотвратить повторение 11 сентября".
Тюремный плей-лист
Американские военные следователи любили использовать разрушительное действие громкой музыки для достижения своих профессиональных целей. Излюбленным в этом смысле музыкальным стилем стал хеви-металл, впрочем дознаватели не гнушались использования и более легкой поп-музыки, и даже песен из репертуара детского телеперсонажа Динозаврика Барни - например, композицию I love you.
Если вчитаться в текст песни, то он покажется совершенно неуместным для тюремной обстановки: "Я люблю тебя, ты любишь меня - мы дружная семья/Я крепко обниму и поцелую тебя/Неужели ты не скажешь, что тоже любишь меня?" Но вот любой родитель, чьи дети смотрят эту программу, хорошо знает, насколько раздражает музыка. На жаргоне тюремщиков это называется "бессмысленная музыка" - она должна убедить заключенного, что сопротивление бесполезно.
Кроме того, военнопленные были вынуждены слушать песни Aerosmith, "американскую девственницу" Бритни Спирс, ее коллегу Кристину Агилеру, а также Limp Bizkit и популярного рэпера Тупака Шакура.
Согласно данным правозащитной организации Reprieve, среди самых популярных песен, используемых в качестве пыток, были рок-баллада Enter Sandman группы Metallica, повествующая о ночных кошмарах ребенка от созерцания во сне старика - песочного человека; White America (Белая Америка) рэпера Эминема; Hells Bells (Адские колокольчики) и Sesame Street (Улица Сезам) рок-группы AC/DC.
Иногда выбранная песня звучит издевательски для заключенных, которые годами находятся в тюрьмах без суда: в иракском Кэмп-Купере любимой песней мучителей была We are the Champions группы Queen со словами "Я страдал/Раз за разом/Я отбыл срок/Хотя не совершал преступления". Другие песни словно озвучивают подсознательные мысли самих заключенных. В Гуантанамо, например, использовалась песня Killing in the Name Of группы Rage Against the Machine. В ней были такие слова - "Те, кто трудится, сжигают кресты... /Идите к черту, я не стану делать то, что вы велите!".
Подключая к работе воображение, некоторые ретивые надзиратели и специалисты по допросам изобретали собственные хиты, демонстрируя при этом настоящий садизм извращенного музыкального вкуса. Один из таких "диджеев" объединил звуки детского плача (невыносимого, как известно, для человека) с телерекламой кошачьей еды "Мяу-микс".
Отметим, что ООН и Европейский Суд по правам человека уже запретили использовать громкую музыку при допросах подозреваемых.