Житель Кызылординской области Республики Казахстан, отсидевший 10 лет за не совершенное им убийство, добился снятия судимости спустя 30 лет после вынесения приговора.
В настоящий момент 57-летний Кудайберген Есентаев окончательно признан невиновным в убийстве 30-летней давности, сообщает Nomad.su со ссылкой на пресс-службу Генеральной прокуратуры республики. Теперь он может добиваться от казахстанской Фемиды возмещения морального вреда за ошибки ее советской прародительницы.
Как следует из материалов беспрецедентного уголовного дела, в июне 1979 года Кызылординский областной суд приговорил Есентаева к 15 годам лишения свободы за умышленное убийство из хулиганских побуждений. При этом отбывать наказание осужденному пришлось в исправительной трудовой колонии усиленного режима. В том же месяце Коллегия по уголовным делам Верховного суда Казахской ССР оставила приговор без изменения.
Есентаева обвинили в том, что осенним днем 1977 года именно он зарезал в городском общественном транспорте молодого человека. На самом деле Кудайберген был всего лишь свидетелем того, как трое хулиганов жестоко избили юношу, а потом нанесли ему смертельное ножевое ранение. Сами преступники скрылись, а пострадавший скончался в больнице.
Кудайберген в числе трех сознательных очевидцев сам вызвался помочь следствию, за что и поплатился. В течение года свидетелей для опознания преступников возили по всей области, но все было тщетно. Тогда, чтобы поскорее закрыть "висяк", милиционеры неожиданно признали убийцей Есентаева, которому тогда исполнилось всего 25 лет. А неразборчивая советская Фемида поддержала "прозревших" стражей порядка.
Первоначально Кудайбергену Есентаеву вообще грозила смертная казнь. "Публичным судом на глазах сотни человек в "Клубе строителей" типа показательным судом судили, - рассказывает сам невинно осужденный. - Но, учитывая, что я - молодой, ранее не судимый, исходя из этого, высшую меру наказания заменили на 15 лет лишения свободы".
Есентаев, будучи невиновным, отсидел за решеткой две трети срока наказания, прежде чем система правосудия разобралась в допущенной ошибке. Все это время заключенный писал прошения во все инстанции, добиваясь пересмотра дела.
Все это время мужа поддерживала его супруга, которая теперь с трудом верит в победу над слепым и жестоким правосудием. "Только приходим в себя, - говорит жена осужденного - Рсалды Есентаева. - Все, кто знал Кудайбергена, не верили в причастность мужа к убийству. Он - очень порядочный, добрый и благородный, из-за чего, впрочем, и пострадал. Но мы не переставали верить, что его оправдают".
В декабре 1987 года постановлением Президиума Верховного суда Казахской ССР приговор областного суда и определение коллегии по уголовным делам ВС в отношении Есентаева были отменены. Уголовное дело было направлено на дополнительное расследование.
По результатам нового следствия в июле 1988 года следователь по особо важным делам прокуратуры области подписал постановление, согласно которому уголовное дело в отношении Есентаева было прекращено за "недоказанностью его участия в совершении преступления".
В начале 2010 года Есентаев обратился в прокуратуру по поводу необоснованного привлечения его к уголовной ответственности органами уголовного преследования.
Наконец, в феврале 2010 года прокуратура Кызылординской области направила письмо в управление комитета по правовой статистике и специальным учетам по области об исключении сведений с соответствующего учета по вопросу прежней судимости Есентаева.
"Сведения об его судимости были исключены из централизованной базы данных 5 апреля 2010 года", - говорится в сообщении Генпрокуратуры Казахстана. Одновременно "Есентаеву разъяснено, что он вправе обратиться в суд по вопросу возмещения морального ущерба".
"Этот человек является невиновным, он реабилитированный, - признает старший помощник областного прокурора Абдикарим Абдуллаев. - В связи с чем с этого момента он в любое время может обратиться в суд за возмещением морального ущерба".
Сам Есентаев намерен добиваться возмещения и материального вреда тоже. А в соответствии с Гражданским кодексом Казахстана, требования о защите нарушенного права принимаются к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Добавим, что прошлое Кудайбергена стало незаслуженным клеймом для всей его семьи. Так, старшего сына псевдоубийцы не взяли на работу в правоохранительные органы, как только проверка документов выявила факт судимости отца.