В Республике Коми полиция задержала мужчину, которого подозревают в попытке устроить самосуд над одним из участников зверского избиения его сына-студента. В итоге пострадавший скончался, а суд определил фигуранту этого резонансного дела мягкое наказание и отпустил на свободу.
В преступлении по мотивам несогласия с решением российской Фемиды подозревается житель Сыктывкара Сергей Асаенок. Он похитил соучастника убийства Константина Котова и приковал его к дереву в лесу, обрекая на мучительную смерть от голода и жажды. Через два дня пленнику все-таки удалось освободиться от наручников и выйти к людям. После этого линчеватель Сергей Асаенок и один из его сообщников были задержаны, сообщает официальный сайт республиканского Следственного управления.
По предварительным данным, Сергей Асаенок мстил за смерть своего 18-летнего сына Романа, учившегося в Сыктывкарском государственном университете. В ночь на 21 ноября 2010 года юноша возвращался домой в компании своего друга Ильи Семичастнова. Возле дома N26 по улице Домны Каликовой в Сыктывкаре на них напало шестеро хулиганов.
Сначала вышедшая из клуба нетрезвая компания попросила у двух юношей прикурить, а потом набросилась на них с кулаками. Причем именно Константин Котов спровоцировал конфликт.
Как рассказал на процессе прокурор республики Владимир Поневежский, в ответ на отказ "угостить сигареткой" Котов применил физическое насилие к Роману Асаенку, с силой толкнув его в грудь. После этого хулиган по сотовому телефону позвонил своим друзьям, которые отдыхали неподалеку в клубе "Немо", и те через пару минут прибыли к нему "на выручку".
Во время драки Илья смог убежать, а Роману Асаенку причинили открытую черепно-мозговую травму, от которой он скончался на месте. Позднее было установлено, что студенту нанес девять ударов палкой по голове Иван Михеев.
После расправы нападавшие похитили у студента небольшую сумму денег, документы, нательный крестик и перстень с надписью "Спаси и сохрани".
Вскоре милиция задержала всех нападавших. Ими оказались студенты Сыктывкарского индустриального колледжа Иван Михеев, Константин Котов, Олег Хотеновский, Николай Касьяненко, Константин Шукуров и Евгений Абдуллаев в возрасте от 18 до 24 лет.
Охота на "баловней Фемиды"
Верховный суд Коми приговорил непосредственного убийцу Ивана Михеева к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, передает РИА "Новости". Еще пять человек отделались условными сроками заключения. Их признали виновными лишь в нанесении побоев и умышленном причинении легкого вреда здоровью, совершенных из хулиганских побуждений. Среди этих "баловней Фемиды" оказался и похищенный Сергеем Асаенком Константин Котов, получивший два года условно.
Причем осужденные так и не раскаялись в содеянном. Участники слушаний видели, как они смеялись, переговаривались, шутили и выглядели вполне довольными жизнью. Даже их адвокат сделал им замечание за неуместное для такой ситуации поведение: мол, вы хотя бы постарайтесь сделать менее веселые лица.
Судя по всему, Сергей Асаенок не смирился с тем, что большинство соучастников убийства его сына остались на свободе.
"Я не понимаю, что это за гуманизм такой, почему им дали условно? – возмущался после финального заседания отец убитого. - Нам глава Коми вместе с руководителем СУ СК РФ по Коми Николаем Басмановым обещали дать этой пятерке реальные сроки, а Михееву - пожизненное, тем более что статья позволяла".
Того же мнения придерживалась и мать Романа Асаенка, пишет газета "Комсомольская правда". "Они обязательно сядут, но горько от того, что они кого-нибудь опять или покалечат, или убьют. Теперь мы очень боимся за нашего младшего сына, эти отморозки рядом с нами. Кто от них застрахован?" - вопрошала женщина.
Друзья и близкие даже проводили пикет, чтобы привлечь внимание к мягкому приговору. Видео с этой акции, в которой участвовало около 50 человек, размещено в интернете.
(18+)
Теперь следователи утверждают, что именно Сергей Асаенок 13 сентября 2012 года "вместе с тремя другими лицами вывез Константина Котова за пределы Сыктывкара в лесополосу, где тот находился два дня". Каким-то чудом по прошествии двух суток похищенному удалось освободиться и добраться до села Лозым Сыктывдинского района, где он обратился в полицию.
За похищение человека Сергею Асаенку и его сообщникам грозит наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет. Уголовное дело возбуждено по п."а, в, г" ч.2 ст.126 (похищение человека группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия) УК РФ.
Впрочем, супруга подозреваемого уверена, что его подставили. "Мой муж никого не похищал! Его просто пытаются оклеветать, а вот зачем это надо Котову и что он пытается доказать, мне не известно, - говорит сквозь слезы Ирина Асаенок. - Я никак не могу прийти в себя от таких обвинений в адрес Сергея".
Добавим, что Сергей Асаенок является инвалидом. По словам его супруги, он до сих пор тяжело переживает гибель старшего сына. Иногда мужчина забывается и кричит на всю квартиру: "Рома, Максим, обедать!". "Меня аж передергивает, это страшно", - говорит Ирина Асаенок.
Смерть в "милицейском квартале"
Убийство Романа Асаенка вызвало большой резонанс в 2010 году. Оно произошло в двух шагах от здания Верховного суда Коми, в так называемом "милицейском квартале", где также находятся управления вневедомственной охраны, ОМОНа и УВД по Сыктывкару.
Хулиганы избивали студента на глазах у проезжавших по центру города водителей и прохожих, но никто даже не пытался вмешаться. Уже после трагедии на место расправы съехались родственники убитого на дорогих иномарках. Среди них, по словам очевидцев, была и мать Романа, приехавшая на автомобиле Toyota Land Cruiser. Женщина "билась в истерике, и ей понадобилась помощь врачей".
"Кроме нее в полночь на улицу Домны Каликовой прибыло еще несколько джипов с людьми", - отмечали очевидцы.
Не исключено, что именно наличие у погибшего влиятельных родственников привело к активизации следственных действий. А расследование было взято под особый контроль губернатором Коми Вячеславом Гайзером.
Кстати, после убийства студента в местной прессе появились призывы не рассчитывать на работу правоохранительных органов, а самим бороться с "гопниками, объявившими войну обществу". Через два года этот призыв аукнулся похищением Константина Котова.
Один из убийц студента вымогал деньги у сирот
Богатая криминальная биография оказалась по крайней мере у одного из осужденных за гибель Романа Асаенка. Так, Константин Шукуров уже после приговора по делу об убийстве обвинялся в многочисленных эпизодах вымогательства денег у студентов Выльгортского сельскохозяйственного техникума, где он сам учился.
По данным следователей, жертвами рэкетира Шукурова и его сообщника Сергея Кожухаря становились те, кто получал пенсии по потере кормильца. Циничные грабители заставляли сирот снимать средства со сберегательных книжек, причем похищенные суммы исчисляются сотнями тысяч рублей.
Например, с 17 января по 21 июня 2011 года преступники требовали деньги у сироты Василия Сурина. Василий стал жертвой вымогателей потому, что отказался приобрести у них сотовый телефон. Шукуров и Кожухарь угрожали потерпевшему тем, что вывезут его за город и изобьют. Злоумышленники неоднократно заставляли Сурина ехать с ними в банк и снимать деньги. Всего Сурин отдал вымогателям 166 тысяч 200 рублей.
В отношении другого потерпевшего злоумышленники применили оружие и заставили его завести новую сберегательную книжку, так как старой не оказалось у него на руках.
Расследование осложнялось тем, что запуганные подельниками Шукурова потерпевшие отказывались давать показания в суде, писала газета "Красное знамя".
Со слов адвоката Шукурова Людмилы Красильниковой, ее подзащитный не признал своей вины ни по одному из эпизодов вымогательств.
В ходе процесса обвиняемые пытались запутать суд и затянуть расследование. В одном из ходатайств они утверждали, что потерпевший снимал под их давлением средства со своего лицевого счета, но часть этих денег якобы отправлял сестре банковским переводом. Однако следователи выяснили, что никаких денег на ее счет не поступало.
14 февраля 2012 года Константин Шукуров вновь предложил отложить вынесение приговора. На этот раз он попросил проверить все почтовые отправления и блиц-переводы на имя сестры потерпевшего, сделав запрос в головное отделение "Сбербанка России" в Перми.
С этими доводами Шукурова суд согласился. Однако Шукуров неожиданно озвучил ходатайство об изменении меры пресечения, чем вызвал недоумение служителей Фемиды. Судья Светлана Корчагова заявила обвиняемому, что он уже осужден за избиение Романа Асаенка и нет веских причин для изменения меры пресечения. Между тем доказательств его вины по другим эпизодам вымогательств у суда предостаточно, и откладывание вынесения приговора лишь усугубит дело.
Даже адвокат вымогателей Владимир Нозиков не видел причин для затягивания следствия. Дело в том что еще до избиения Романа Асаенка Шукуров привлекался по нескольким статьям, что является отягчающим обстоятельством при назначении наказания.
На всех судебных заседаниях рецидивист Шукуров и его подельник вели себя по-хамски, а при вынесении приговора стали нецензурно выражаться.
3 апреля 2012 года суд приговорил Константина Шукурова к пяти годам колонии общего режима. А Сергей Кожухарь получил три года и семь месяцев колонии.
Кроме того, осужденных обязали выплатить, соответственно, 166 тысяч 200 рублей и 50 тысяч рублей пострадавшим.
Добавим, что в феврале, когда Константин Шукуров вновь попал под суд, ему изменили меру наказания и за соучастие в убийстве Романа Асаенка, отправив в колонию-поселение на 1,5 года.